Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

новости

 
09 ноября 2014  Образ Божией Матери «Прибавление ума» в арт-галерее «Кристина»
Икона Божией Матери «Прибавление ума»
Икона Божией Матери «Прибавление ума»
Иконописец Марина Филиппова

 заказать
В арт-галерее «Кристина» – снова новая икона. Теперь Марина Филиппова написала любимый и почитаемый у нас образ Божией Матери «Прибавление ума». Написанный яркими, чистыми красками, он, с одной стороны, полностью повторяет известный канонический список, но с другой – в технике кузнецовского письма колористика традиционных красок усиливается тем, что каждая красочная точка в пространстве иконы подчеркнута изнутри еще одной, белой, что придает образу объемность и особое сияние.

Перед иконой Богородицы «Прибавление ума» молятся о многом: о помощи деткам, которые страдают от трудностей в учебе, – отстающим от сверстников ввиду врожденных заболеваний, отстающим по уровню знаний по какой-либо причине другого рода, если ребенок рассеян, ленив, просто не хочет прилагать усилий к учебе, неусидчив – причин много и самых разных.

Еще с молитвенными прошениями к Божией Матери перед Ее иконой «Прибавление ума» обращаются студенты, когда какой-либо предмет дается с трудом или нужна поддержка в сессию в подготовке к экзаменам. Тут прибегают к молитвам и перед иконой Святой Татианы – покровительницы студенчества, и к иконе «Прибавление ума». Даже уже взрослые специалисты иногда идут к ней с просьбой помочь им при создании какого-либо сложного проекта.

В молитве, составленной к этой иконе, также находим сведения, что этот Ее образ защищает от опасности смертоубийства, от ветров, приносящих опустошение, от, иначе говоря, штормовых набегов, ураганов. Обращение к иконе Божией Матери «Прибавление ума» помогает избавлению от озноба, лихорадки, потери памяти в даже сложных клинических ситуациях – так проявляются целительные свойства образа, а также от нападения ядовитых животных и вредных для человека летучих насекомых.

Но самое главное все-таки – просветление ума не только в голове, но и в сердце человеческом. Прибавление сердечного ума, когда и душа, и сердце живут в едином порыве, направленном на стяжание Света Истины – вот что каждый из нас может просить у Богоматери и Господа, Которого Она держит на руках и Которого недаром называют еще Солнцем Правды.

Лоретская икона Божией Матери
Лоретская икона Божией Матери

Композиция иконы повторяет ее прообраз – Лоретскую Богоматерь. В Италии в Лорето в Святой хижине, сложенной из камней Святого домика, где родилась в семье святых Иоакима и Анны Пречистая Дева, перенесенного крестоносцами в XIII веке из Назарета, находится скульптурный, вырезанный из дерева образ Богородицы, обернутый красным далматиком – частью одеяния священника, в православии его называют фелонью. Иконописный образ, созданный в XVII веке иконописцем московской школы, повторяет все атрибуты итальянского образа и ниши, где помещена святыня, – увенчанные коронами главы Матери и Младенца, расшитый крестами алый далматик, в который Они обернуты вместе, арочный свод над Их головами, звезды в нише под аркой, светильники по обе ее стороны. Над Ними так же, как и в Лоретском образе, парят серафимы, а по обе стороны от Них – ангелы со свечами, символически обозначающими Свет Истины, исходящий от Богомладенца. В самом же низу иконы изображена панорама Иерусалима – Святой земли. Вверху, поверх арочного свода надпись: «Образ Пресвятыя Богородицы Прибавление Ума».

По преданию, московский образ был создан неким благочестивым иконописцем, жившим во времена раскола. Этот добродетельный и усердный в постижении духовной грамоты муж, прочитав все книги патриарха Иосифа, изучал затем те же, но исправленные патриархом Никоном, и так тщательно размышлял, каким же следовать, чтобы угодить Богу, что лишился разума. В часы, когда мучительное безумие покидало его и разум просветлялся, он горячо молился Богоматери, чтобы Она излечила его от тяжкого недуга. И тогда в видении Пречистая Богородица явилась ему именно в этом, Лоретском образе. Пока иконописец был в сознании, он пытался как можно скорее изобразить все, что отрылось ему в видении, писал, но быстро забывал детали, и когда разум его снова приходил в просветление, мастер тщательно напрягал память, чтобы тот Ее образ вновь возник перед ним. Так он в точности дописал образ до конца. Икона была закончена, и разум иконописца тут же вновь просветлился, и многое из того, о чем он так трудно думал, открылось ему.

Изумительный, парящий образ теперь исполнен и как икона XXI века. Кузнецовское письмо, не утратив ничего из традиции, лишь подчеркнуло выразительность, эмоциональную насыщенность образа, где с замечательной точностью – сколько же на это понадобилось молитвенного вдохновения и труда иконописца! – приведены все детали канона этого древнего образа.

Статуя Лоретской Мадонны XIVв.
Статуя Лоретской Мадонны XIVв. в далматике. Базилика в Лорето.

Ритмичный и по цветовой гамме орнамент ковчега, вобравший в себя краски, которыми изображены доличное и свет – фон иконы, находится в неразрывной смысловой и композиционной связи с самим образом и по линиям и деталям рисунка. В чередовании музыкальных аккордов (звук-цвет, мы помним об их единой физической природе) – розеток, цветов и звезд, сияющих бриллиантами, очевидно, по аналогии с теми, которыми украшена Лоретская икона, в свечении белых капель, расположенных внутри основных ярчайших тонов и придающих образу жемчужную нежность, подобно нитям жемчуга, украшающим итальянский образ, рождается список в исконно русской православной традиции иконописания, где двумерность иконы не ограничивает ее духовно-эмоциональное воздействие, а напротив, усиливает его. Созерцание ковчега, как и созерцание самого образа, создает ощущение радостного покоя; взгляд затем переходит на фигуры небесные, которые окружают, тянутся, стремятся к центральной части образа – Венценосным Матери и Сыну, и любование – продолжается. Как вся движущаяся, летящая композиция, начиная с ковчега, с трогательных поз фигур ангелов, с сосредоточенных ликов парящих серафимов и херувима, отделяющего снизу Богоматерь с Младенцем от земной тверди, на которой раскинулся Святой Иерусалим, сходится к Ним, так и душа набирает эмоциональный взлет от этих красок, этой проникновенной иконописной проповеди о том, что есть центр духовного существования, Кто есть Свет Разума, к Которому обращается дух в минуту, когда разум затмевается в силу самых многообразных причин, какие неустанно действуют на нас в мире сем…

Это замечательное иконописное прочтение совершенно новое и совершенно традиционное, родное, знакомое. И снова перед этой иконой вспоминается Христово: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мф. 19; 14), потому что у нее есть особенное качество – при стоянии в молитве перед нею вдруг поднимается ощущение детского в себе, того невыразимого чувства любви, защищенности и доверия, какое бывает только в самые ранние годы нашей жизни. Может, это от ярких красок, от живого, бегущего по ковчегу орнамента, от этой теплой красочной пелены, которой так величественно и одновременно уютно окутаны вместе Пресвятая Богородица и Младенец Иисус. Может, это что-то еще, для описания чего не хватит слов в человеческом словаре. Не всё, далеко не всё, мы можем и должны выражать словами. Есть то, что здешнему анализу не поддается, и это есть – Божественное. Так будем молитвенно созерцать и радостно молиться, благодаря за то, что по Господней воле вновь повторен этот изумительный священный образ. И за то иконописцу – земной поклон.
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru