Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

Юрий Кузнецов

биография фото награды иконы картины народная память место упокоения
 
12 ИСТОРИЙ ОБ ИКОНАХ КУЗНЕЦОВСКОГО ПИСЬМА
 ... На самом деле в этом мире нет
ни дня, ни ночи, ни вчера, ни завтра,
а только странный, очень белый свет
в конце тоннеля призрачного.

Кадры иллюзий жизни, как резная тень,
меж тьмой и им сменяются мгновенно.
И Вечность нам дарует только день
на наш полет бездумно-вдохновенный...

ПОЛЕТ БАБОЧКИ
Елена Кузина
20.03.2012

 
 
К 65-летию со дня рождения художника-
иконописца Юрия Эросовича Кузнецова.
 
Икона кузнецовского письма активна, она притягивает внимание, мимо нее просто не пройдешь! И пока пытаешься понять, что же она такое, икона «провоцирует» на размышления о Боге. К ней нельзя отнестись формально: мол, это икона, она является объектом православного культа, она не из моего образа жизни, и все. Икона необычна, и свойственное природе человека любопытство побуждает вглядываться и всматриваться. Так, вольно или невольно, человек приходит к пониманию того, что перед ним святой образ, и дальше начинается работа духа.
 
Юрий Эросович Кузнецов
Об иконописце Юрии Кузнецове
Жизнь художника-иконописца Юрия Кузнецова (1948 – 2012) была подобна океану, вмещающему многое и бурлящему разноцветными красками. Но вместе с тем все в ней было подчинено определенному замыслу, который невозможно охватить человеческим разумом, но можно, обострив свою восприимчивость и усилив наблюдательность, попытаться увидеть хотя бы эскизно. Именно это мы и попытаемся сделать. У Ю.Э. Кузнецова был особый и редкий дар: соединять несоединимое и давать этому новую жизнь. И это проявлялось во всем: и в жизни, и в творчестве. Иконы кузнецовского письма в полной мере подтверждают это. Написать каноническую православную икону, используя при этом приемы, разработанные французскими пуантилистами сто лет назад, – это ли не чудо?! Еще большее чудо – объединить посредством икон совершенно разных людей, которые без них никогда бы не встретились друг с другом. Будучи миротворцем от природы, Юрий Кузнецов через художественное и, главное, духовное творчество наделил свои иконы очень важной социальной функцией – объединять людей на основах мира и добра. История показывает, что людям всегда было легче объединиться против кого-то или чего-то, но христианство дало удивительное откровение всепримиряющей Божественной любви. Чтобы объединиться любовью, сердце должно быть открытым для нее. Иконы кузнецовского письма помогают нам в этом.

Благословение
Юрий Кузнецов получил благословение на иконописание в 1997 году в возрасте 49 лет. К этому времени за его плечами уже был 30-летний опыт работы художником в различных областях: от оформительской деятельности (клубы, дома культуры, рестораны, магазины) до создания предметов декоративно-прикладного искусства – шкатулок, пасхальных яиц, тарелок, украшений, иконных окладов. И при этом специального художественного образования Ю.Э. Кузнецов не имел. Первые уроки живописи брал у отца – известного в г. Коврове Владимирской области акварелиста Эроса Васильевича Кузнецова.
 

Первая икона «Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня»
была написана в традиционной манере. Но, закончив ее, иконописец почувствовал недосказанность, ему захотелось дополнить рассказ о Воздвижении и красками, и орнаментом. Кстати сказать, этот особый орнамент был уже давно визитной карточкой Юрия Кузнецова: узнаваемый, ни на какой другой не похожий и одновременно  очень  знакомый.  Он-то и стал впоследствии основой разработанного Ю.Э. Кузнецовым иконописного стиля «кузнецовское письмо». А дополнили его разноцветные точки и лепестки, наносимые определенным образом в строгой последовательности и создающие особую вибрацию для духовного диалога молящегося и святого.   Потом,   конечно,   искусствоведы и специалисты других наук нашли множество параллелей с древними традициями создания икон: мозаичных, бисерных, вышитых, оформленных в орнаментальные оклады. Но тогда, когда этот стиль зарождался, сам иконописец еще не знал, что его орнаменту будет суждено стать основой необычной иконописи XXI века.

Первые иконы Юрия Кузнецова: Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня, Святая Троица, Спас Вседержитель. 1994 год
Первые иконы Юрия Кузнецова: «Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня», «Святая Троица», «Спас Вседержитель». 1994 год

За 18 лет, отданных иконописному делу,
Юрий Эросович Кузнецов написал 1446 икон и 23 складня. Мы точно знаем их количество, так как иконописец сам их каталогизировал, и теперь у каждой есть свой уникальный порядковый номер. Было бы интересно проследить историю написания каждой из них. Но мы остановимся на двенадцати*, созданных за последние три месяца жизни иконописца: июль, август и сентябрь 2012 года. И, вспомнив, что в жизни Ю.Э. Кузнецова не было случайностей, обратим внимание и на тех людей, которые, сделав заказ на икону, своей волей определили, кому будут посвящены эти двенадцать образов. Давайте вместе посмотрим, как удивительно переплелись судьбы этих людей с житием святых, изображенных на создавшихся для них иконах, да и жизнью самого иконописца.

*Истории, на которые делится весь текст, не всегда относятся к определенной иконе из последних двенадцати, но связаны с интересными событиями или важными мировоззренческими размышлениями иконописца.
 
История 1
 
Икона Святого мученика Виктора Дамасского
Для нас, зрителей, на иконе много орнамента и разноцветных точек, а для иконописца это живые элементы присутствия святого в поле нашего видения. Когда я спросила Ю.Э. Кузнецова: «Так Ваши иконы – это окно в другой мир, мир святых?», он ответил: «Мои иконы – это и есть тот мир». Понять это можно очень просто. Сейчас во многих современных фильмах показывают «порталы» или какие-либо части пространства, которые, переливаясь разными цветами, находятся рядом с нами в пространстве нашего бытия, но и являются принадлежностью другого мира. Через них герои могут быстро перемещаться в пространстве и времени. А могут и призвать кого-то… Первой из последних двенадцати стала икона Святого мученика Виктора Дамасского (№ 1435).

Этому святому молятся об исцелении. Судьба устроила так, что именно с обращения к нему и начал свой последний молитвенный путь Юрий Кузнецов. А предшествовала этому одна необычная история. По телефону позвонил мужчина, желающий заказать для себя икону с образом Владимирской Божией Матери. Я предложила ему приехать в галерею, посмотреть иконы вживую и познакомиться. Читать далее>>

 
12 ИСТОРИЙ ОБ ИКОНАХ КУЗНЕЦОВСКОГО ПИСЬМА. Автор: КРИСТИНА КОНДРАТЬЕВА

Эпилог
 

...И вот когда выходит жизнь на коду,
то отлетают к теплым небесам
души моей прощальные аккорды
и вместе с ними – отлетаю сам.

Как трепетали звуки увертюры!
Но весь концерт доигран до конца,
осталось две страницы партитуры.
Последний такт – и Некто без лица,

чьи руки ввысь молитвенно подняты,
в прощальный жест их бросить не спешит,
чтоб не прервать нежнейшее фермато
последней ноты тающей души....

Елена Кузина, 2013 г
.

За последний год жизни Юрий Кузнецов помимо икон написал более 100 картин. Он писал их «жадно», быстро, будто ему хотелось многое сказать, а времени, как он интуитивно чувствовал, оставалось мало.
«Кода», художник Юрий Кузнецов
«Кода», художник Юрий Кузнецов
Ю.Э. Кузнецов часто говорил, что он может рассказать о чем-то или показать, если ему зададут правильный вопрос. Ведь именно получая ответы, мы обычно испытываем невероятное душевное и духовное облегчение. Как правило, такие «правильные» вопросы приходили к нему откуда-то сами, не от людей. Хотя и у нас случались «прозрения», он тогда этому очень радовался. Но даже если «знаешь» ответы, как рассказать о том, что «За гранью», или о «Сотворении мира», или как «Ангелы играют»? Мир этих образов для многих кажется нереальным или даже выдуманным. А Юрий Кузнецов жил в нем так же, как и в нашем привычном всем мире. Он видел «Встречающего ангела», знал, что чувствует человек «Земную жизнь пройдя до половины..», понимая, что его душа «очутилась в сумрачном лесу...», или каким огнем пылает «Крестное знамение». И как будто по иронии судьбы, а может, сознательно одной из последних появилась картина «Кода»1 – завершающий аккорд земной жизни...

Интересно, что иконы кузнецовского письма также обладают этим удивительным свойством: «давать ответы» на правильно заданные вопросы, потому что изображенные на них святые образы появляются в нашем мире вопросов оттуда – из мира ответов. «В иконе не должно быть фотографической реальности нашего мира, – говорил Юрий Кузнецов, – она должна передавать святость образа через цвет, форму, динамику. Традиционно в иконах все это передавалось через символы, а молящийся должен был их расшифровывать, а мы расшифровываем их для молящегося через орнамент и цвет, чем помогаем человеку достичь Первообраза». В иконописи существует общепринятая цветовая символика. Символ – это та нить, которая связывает видимое (нашу привычную реальность) и Божественное (внутреннее, невидимое глазу), помогая одному «переходить» в другое.

Искусство написания икон не является чем-то, существующим само по себе, икона есть часть литургической тайны и свидетельствует о взаимопроникновении миров – видимого и невидимого.
«Незаданный вопрос...», художник Юрий Кузнецов
«Незаданный вопрос...»,
художник Юрий Кузнецов

Например, золотой цвет символизирует свет Царствия Божия, пурпурный – признак царственности, красный цвет – цвет животворной энергии, любви, символ Воскресения. В красных одеждах пишут святых мучеников, отдавших жизнь за любовь к Иисусу Христу. Белый цвет – святость и чистота, цвет праведников и ангелов. Синий цвет – цвет Богородицы. Божия Матерь пишется в одеждах синего или вишневого цвета. Это символизирует соединение Земного и Небесного. Но как выразить нюансы явления или события? Святость, чистота, любовь могут иметь различные оттенки, терять четкие границы, соединяться и переливаться. На помощь приходит кузнецовское письмо, где цвет, если рассмотреть его близко, состоит из множества разных цветов, которые, объединившись, дают, например, красный. Так и в жизни, все события, достижения складываются постепенно из многих обстоятельств. Поэтому эти нюансы и красочные переливы в иконах затрагивают душу, человек испытывает доверие, сопричастность миру иконы и, наконец, успокаивается в вере, так как для него приоткрывается завеса мира ответов.

В своих последних картинах языком художественных образов Юрий Кузнецов рассказал о том, что будет интересно нам, живущим на земле, потом, позже, о чем мы не спросили его при жизни, но так захотим расспросить в будущем! Одну из картин Ю.Э. Кузнецов так и назвал: «Незаданный вопрос». На ней сложенный из звездного неба «бумажный самолетик» стремительно пикирует вниз. Так, видимо, чувствует себя человек, не находящий ответа на мучащий его вопрос… Чтобы хоть как-то облегчить нашу участь, Юрий Эросович написал эти картины, глядя на которые, возникают «попытки неотвеченных ответов»2. Но эти ответы каждый будет искать уже сам… 

___________________________________________
1Кода (итал. coda — «хвост, конец, шлейф») в музыке — дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения. Кода следует за последним из основных разделов формы, начинается, как правило, после полного каданса. Она звучит в главной тональности произведения и содержит основные его темы. Она представляет собой распространение и окончательное закрепление и утверждение главной тональности. Содержание коды может явиться «послесловием», выводом, развязкой и обобщением тем, развитых в разработке.

2Строка из стихотворения Ольги Троицкой к картине Ю.Э.Кузнецова «Незаданный вопрос»

Есть во Вселенной НЕЧТО - выше слов,
ясней чем мысль, и трепетней, чем чувство.
Кто это знает, тот понять готов:
всё то, что вслух - то бесполезно-пусто.
Вот скол луча - незаданный вопрос
об истине Божественного Света,
а рядом с ним мерцают среди звезд
попытки неотвеченных ответов...


 
12 ИСТОРИЙ ОБ ИКОНАХ КУЗНЕЦОВСКОГО ПИСЬМА. Автор: КРИСТИНА КОНДРАТЬЕВА
 
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru