Творческие горизонты Далеко не многие ковровчане знают, что в одном из «лимончиков» живет удивительный художник
Юрий Кузнецов, уроженец нашего города, сын знаменитого ковровекого акварелиста Эроса Васильевича Кузнецова. Творчество Юрия Эросовича широко известно художникам России и само по себе представляет жемчужину искусства.
B 1994 году творческие искания художника привели к созданию уникальной точечной техники письма темперными красками, напоминающей жемчужную россыпь. Этот особый способ соединяет древнерусское узорочье и французский«пуантилизм» (метод письма точками или небольшими прямоугольными линиями путем разложения сложного цветового тона на чистые цвета, созданный Ж. Сера в ХIХ веке). «Округлые капли темперы всевозможных оттенков выкладываются подобно драгоценным камням по рисунку. Их красочные переливы создают впечатление живой, вибрирующей поверхности, окаймленной тонкой жемчужной нитью». Образы картин, а это чаще всего лики святых и иконописные сюжеты, дают особое восприятие движения цвета и динамики воздействия на зрителя.
Живопись Юрия Кузнецова вне художественных школ и правил, хотя и вобрала в себя многое из художественных традиций и иконописи. Созданию собственного способа письма предшествовали годы изучения иконографических традиций. 15 марта 2006 года он зарегистрирован авторским свидетельством и получил название
«Кузнецовское письмо». Сегодня автор насчитывает уже более тысячи произведений, которые мгновенно находят почитателей по всему миру. Причем сам он не ведает, как это происходит. «Я только сижу дома и пишу», – говорит он. Его работы находятся в музеях и частных коллекциях y известных политиков, бизнесменов, артистов и музыкантов, многие из которых приезжают к художнику лично. Персональные выставки Ю. Кузнецова неоднократно проходили в Москве, Владимире, Коврове, Муроме. Общероссийское общественное движение «Россия православная» наградило художника медалью «За жертвенное служение». Он член Международного художественного фонда, член Творческого Союза художников России. Занесен в фотолетопись «Наши современники - гордость Владимирской области» и в книгу «Культура Владимирской области».
Прижизненное признание - редкость для художника. «Не это для меня важно, - говорит Юрий Эросович, мне интересно не то, что я знаю тех людей, которые ко мне приезжают, а что они меня знают. Вот в этом для меня смысл. Значит, я и моя работа могут кому-то приносить пользу. А заказов у меня лет на 300 вперед». Он продолжает творческий поиск. Так родились картины-видения: несколько легких взмахов кисти по синему бархату и световая игра красок передает ощущение мистического движения.
Как говорит сам художник: «Пишу не я, словно пишут моею рукой. Я как бы собираю в себе все, что сказано о том или ином святом, все ранее написанные образы икон, и в какой-то момент святой как бы откликается, желая проявиться, и я начинаю с ним «диалог», который проливается в цвете».
Целительные свойства цвета Еще древним было известно, что мир построен числом, звуком и цветом. Их соразмерность отражает законы мировой гармонии. Обладая особым чувствованием цвета, художник воспроизводит на полотне красоту внешнего мира. Юрий Кузнецов владеет этим даром в совершенстве. Живая игра цвета в его произведениях мозаичным кружевом радует глаз, гармонизирует чувства, пробуждаетпереживание прекрасного. Заинтересовавшись «кузнецовским» живописанием, директор одной из медицинских клиник Владимира предложила автору создать специальные цветовые полотна, направленные на исцеление различных недугов. Цветом можно выразить любое человеческое состояние, чувство, мысль, значит и болезнь имеет свой цвет. Следовательно, оздоровление больных органов можно простимулировать цветом. На этом утверждении строится целительная направленность энергетических произведений художника.
Картина или икона? Гармоничное сочетание цветов в работах дает ощущение особой яркости, и даже светимости, излучающего свойства. Это, a также позитивное воздействие его работ побудило называть творчество Ю. Кузнецова – иконописью ХХI века. Но, скорее всего, данный вид искусства ближе к так называемой некультовой иконописи или сакральной живописи, распространенной в европейской культуре XVII века и среди русских художников ХVII - ХIХ веков.
При всем различии техник, художественных школ, и культурных традиций, отражавшихся в этом виде искусства, главным его отличием от культовой иконописи является то, что эти произведения заведомо создавались не как атрибуты богослужебного культа. Известно также, что художники долгие годы «вынашивали» божественные образы своих произведений, в этом их неповторимость и непреходящая ценность. Несколько смущает, что «иконы» Юрия Кузнецова пишутся одна за другой, то один, то другой святой «желает» проявиться из под его кисти. В то время как икона – это откровение, результат подлинного духовного опыта, высказанного языком линий и красок. Именно поэтому воздействие иконы, как пишет священник Павел Флоренский, – «острое, пронзающее душу чувство реальности духовного мира, которое, как удар, как ожог, внезапно поражает едва ли не всякого, впервые увидевшего некоторые священнейшие произведения иконописного искусства». Особое проникновенное состояние покаяния; сокрушения сердца, сокровенного затихания всего существа есть результат «исцеления души прикосновением чрез икону к духовному миру». Картина же представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Она должна быть эмоциональна, так как искусство – отражает окружающий мир через чувства; и принадлежит миру душевному. Восприятие картин Юрия Эросовича проявляется по-разному. Кто-то, крестится и молится на них, как на иконы, другие делают произведения украшением домашнего интерьера, культурной ценностью. В данном случае – это дело вкуса и способность распознавать.
Очевидным остается особый и неповторимый стиль автора, его идеи и переживания, запечатленные в кружеве прекрасных работ, Выражающих умонастроения и чаяния нашего времени.
Е.Солнцева, Газета «Ковровские вести», №35 – 2008г.