Протоиерей Димитрий Рощин рассказывает в чем особенность этого события
На шестой седмице (неделе) Великого поста мы празднуем Лазареву Субботу, день, когда Спаситель совершил воскрешение Лазаря. Оно пророчески предварило грядущие главные евангельские события - Распятие и Воскрешение Господа Иисуса Христа. Ещё раз празднование в память о святом праведном Лазаре, епископе Китийском, совершается 17/30 октября, в день перенесения его мощей.
Упоминание о воскрешении Лазаря, иначе Елеазара, что с иврита переводится как «Бог мне помог», в Четвероевангелии мы находим только в Евангелии от Иоанна. Лазарь из Вифании – брат Марфы и Марии, в доме которых уже гостил Христос и где Мария помазала Христа миром и отерла Его ноги своими волосами, что было символическим указанием на его искупительную гибель. Христос любил эту семью, а Лазаря считал своим другом. У Иоанна об этом сказано так: «На дороге он был встречен Марфой, которая на его вопрос: ″Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?″ ответила: ″Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир″» (Ин. 11:25–27).
Эти евангельские строки, как всегда глубокие и многозначные, содержат обычный для Писания иносказательный, параллельный смысл. Речь идет не только о физическом воскрешении из мертвых. Воскресшее тело без души – живой мертвец, зомби, это страшно, потому что противоестественно. Христос воскрешает Лазаря вместе с его личностью, с его душой и духом, возвращая умершему жизнь во всей ее полноте. Он говорит: «…всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек», ясно подразумевая, что воскрешение телесное – ничто, если мертва душа.
Поскольку событие происходит еще до Воскресения Самого Христа, то тут – параллельный скрытый намек на путь возвращения через физическую смерть в духовную жизнь (и физическую тоже – встреча на пути в Эммаус) и Господа, приоткрытие завесы над тем, что пока является тайной, но уже содержит в себе центральное благовествование о том, что «верующий в Него, если умрет, оживет». Чтобы воскрешение произошло, Иисусу необходимо одно – абсолютная сердечная вера в Него. Он спрашивает Марфу, верит ли она в это. И именно твердое: «Господи! я верую…» сестры Лазаря открывает тому дорогу обратно, в жизнь земную, а в перспективе – в жизнь вечную. Лазарь по воле Божией уже прошел свой собственный путь воскресения. Если хотите – это предвосхищение прообраза личной пасхи каждого из нас, кто сердечно и искренне уверовал – без вопросов и компромиссов.
Икона «Воскрешение Лазаря» Монастырь Святой Екатерины, XII век
Господь же воскресил Лазаря именно затем, чтобы явить волю Отца через Него для учеников, чтобы те уверовали в Спасителя как в Того, через Кого действует воля Господня, и пошли за Ним: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11: 41–42). После этого Он произнес, как сказано в Евангелии, громовым голосом: «Лазарь, иди вон!», и Лазарь встал и вышел, погребальные пелены на нем Иисус повелел развязать. Воскрешение Лазаря – провозвестие возможности вечности человеческого существования, которое подводит черту под иудейскими представлениями о вечном Рае и вечном Аде и непреодолимости провала, о пути только в одну сторону, отсюда – туда и никоим образом – обратно. Воскрешение Лазаря напомнило сказанное в Книге пророка Осии (13:14): «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя, победа?» Свершенное Христом всенародно явило свидетельство Высшей силы, которая нашла в Нем телесное воплощение. Такое проявление заставило фарисеев убояться явных перспектив утраты их властной силы и социального влияния, ибо именно это пугало: они не могли оценить уровень духовных перемен, которые происходили в тех, кто ступал на путь следования Ему, но они предчувствовали в Нем грядущее окончание ветхозаветных времен. Его нельзя было оставлять здесь, и фарисеи «c этого дня положили убить Его» (Ин. 11:53), не понимая, что этим они приближают время Нового Завета.
После своего чудесного воскресения Лазарь прожил еще 30 лет и принял мирную кончину на острове Кипр, где он был рукоположен в епископство апостолом Варнавой. Подробнее о событиях из истории иконы>>
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых