Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79850006282
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

православный календарь

 
14 августа 2017 года. Начало Успенского поста
Успенский пост
Успенский пост начинается 14 августа, в день, когда Православная Церковь празднует два торжества – Происхождение Древа Честного и Животворящего Креста Господня и Празднество Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его. Первый день Успенского поста также называют в народе Первый Спас, Спас на воде (Мокрый) и Спас Медовый. Это самый краткий из четырех постов, установленных Церковью в годовом церковном круге, поскольку он длится всего две недели, до 28 августа – праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский пост, самый строгий после Великого поста: даже рыба разрешена только 19 августа, в праздник Преображения Господня, но его зовут сладостным и легким. Сладостным, потому что к середине августа пчелы в наших широтах завершают свой летний труд, и пчеловоды начинают откачивать из сот чудесный сладчайший янтарный дар природы. Данный Богом человечеству с незапамятных времен один из полезнейших и важнейших продуктов питания с благодарностью Ему приносят в эти дни в храм для освящения. Еще этот летний пост, несмотря на строгость, называют легким, потому что верят – Божия Матерь заботится, чтобы он был таковым. В это время года, щедрое на дары земли – плодоносят сады, полны урожая грядки и парники, в лесах множество грибов, нет недостатка в легкой и полезной растительной пище, отвечающей требованиям постного времени. Да и тем, кто проживает вне сельской местности, грех жаловаться – все, что есть на огородах и в садах оказывается на рынках по весьма невысоким ценам.

Однако все знают, что церковный пост нельзя сводить лишь к ограничению в еде. Это только одно из условий очищения души и тела. Отказываться от излишеств в плотской стороне жизни следует осмысленно и не только в еде, но и в образе бытия. Плотские ограничения – подспорье для духовного возвышения, а оно – в повышенном внимании к молитве и переосмыслению умом и сердцем того события, что стало основой, первопричиной установления поста, и того, что является главной целью верующего в эти две постные седмицы.

Фото: Анастасия Григорьева
Напомним еще раз, Успенский пост начинается в Медовый Спас, центральная его веха – праздник Преображения Господня и окончание – Успение Пресвятой Богородицы. Он был установлен Константинопольским Собором 1166 года, а самые ранние исторические упоминания о празднике Успения Пресвятой Богородицы известны с 450 года. Это единственный богородичный пост, он краток – всего две недели, но значение его среди всех – уникально.

Со светской точки зрения непонятно, как можно праздновать уход из жизни, радоваться этому дню и праздновать Успение Пресвятой Богородицы. Человеку, далекому от церковного восприятия земного бытия, оценок событий и явлений земной жизни, это кажется по меньшей мере странным, а по большей – для кого-то, возможно, даже неприемлемым: как можно праздновать смерть? Но древнее слово «успение» означает вовсе не смертный час, не лишение жизни, а сон, для верующих – тихий, умиротворенный переход к жизни иной, жизни Вечной. Тем более, о какой частной, физической смерти можно говорить, когда мы вспоминаем о Матери Сына Божия, Который «смертью смерть попрал», о Котором в день Пасхи во всех православных храмах возглашено словами «Огласительного слова на Пасху» святителя Иоанна Златоуста: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» С момента Воскресения Христова для того, кто уверовал и следует за Ним, нет больше этого поглощающего страха перед неизбежным успением, и скорбь безвозвратности об уходе ближних претворяется в светлую временную печаль. В богослужебном песнопении на праздник Успения Церковь поет: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…», и тем утверждается – даже оставив мир сей, Богородица не оставляет нас, живущих в этом мире.

Об особом смысле Успенского поста замечательно пишет митрополит Антоний Сурожский: «В отличие от того, что считают и чувствуют многие в период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения), Успенский пост – время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить».

По преданию, после Вознесения Господа Иисуса Божия Матерь не покидала Иерусалима, часто посещала памятные Ей места, где бывал, проповедуя и совершая чудеса, Сын Ее. Не оставляли Матушку Небесную и ученики Его – апостолы, и Она также проповедовала вместе с Ними Благую Весть, и когда апостолы кидали жребий о будущих своих уделах, и Она пожелала кинуть жребий. Так и Ей выпали уделы, коих теперь мы знаем четыре: Иверия (Грузия), Святая Гора Афон, Киево-Печерская лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь, хотя также знаем, что Пречистая – наша первая Заступница и Ходатаица перед Сыном Ее за весь род человеческий.

Она подолгу молилась в Гефсиманском саду, где взяли Христа на суд, об иудейском народе, не приемлющем Христову веру, и о новых церквах, которые возникали там, где проповедовали апостолы, поскольку по возрасту не могла совершать вместе с ними длительные миссионерские путешествия. Однако каждый раз, когда апостолы приходили в Иерусалим, они навещали Ее в Ее доме как любящие сыновья возлюбленную Мать.

Когда-то Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что Ей по велению Божию предстоит стать Матерью Господа Иисуса Христа, теперь он принес Ей радостную весть, что через три дня закончится Ее земной путь и Она будет в Царствии Небесном с Сыном Ее.

Пречистая сообщила всем апостолам, что предстоит Ей вскоре предстать перед Богом, и все ученики поспешили прийти в Иерусалим и застали Ее уже на ложе, окруженной свечами, приготовившейся к отошествию к Богу. По преданию, сошел в тот малый храм в свете славы Его Сам Господь и с Ним – души праведников Ветхого Завета, и тихо, и светло, как бы засыпая сном души чистой, Богоматерь предала Свою Пречистую душу в руки Сына Своего.

После преставления Богородицу на одре Ее апостолы несли на руках к месту погребения с торжественными песнопениями в окружении многих христиан и упокоили пречистое тело Ее в пещере, как полагалось по тем обычаям. Изо всех учеников лишь апостол Фома опоздал на погребение. Он так сокрушался о своем опоздании, о том, что не успел в последний раз поклониться Пречистой, что ему было дозволено войти в пещеру. И вот – еще один раз Фома, прозванный Неверующим за то, что не поверил своим глазам, встретив воскресшего Христа, был вместе с другими удостоен лицезреть другое чудо: войдя в пещеру, все нашли там только благоухающие пелены, а тела Богоматери не нашли. Церковь вспоминает об этом песнопением: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо».

И, как Божия Матерь готовилась к переходу в мир горний в посте и молитвах, хотя по чистоте Ее Божественного целомудрия не нуждалась ни в душевном, ни телесном очищении, так и верующие совершали и совершают, и будут совершать Успенский пост. Ими движет сердечное стремление подражать Богородице в Ее чистоте, высочайшей праведности и неукоснительном следовании всем заповедям, что были установлены по воле Сына Ее.

И как говорит владыка Антоний: «Успенский пост – это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны».
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (985) 000 62 82
kk@iconkuznetsov.ru