Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

православный календарь

 
11 декабря 2024 года. Неделя 25-я по Пятидесятнице

В 28-ю неделю по Пятидесятнице на Божественной литургии в храмах читаются Послание святого апостола Павла к Колоссянам, глава 1, 12–18, его же Первое послание к Коринфянам, глава 4, 9–16, Евангелие от Луки, глава 13, 10–17, а также Евангелие от Иоанна, глава 1, 35–51, где вспоминается призвание Филиппа и Нафанаила, но вместе с тем и призвание апостола Андрея и братьев его – Симона-Петра и Иакова. И сегодня же мы празднуем, помимо дня памяти иных святых, день памяти святого апостола Андрея Первозванного.

Однако на литургической проповеди часто звучит отрывок из Евангелия от Луки о скорченной, тем более ни в одном другом Евангелии упоминания о таком эпизоде из чудес Христовых нет, и потому оно по-своему уникально. Поразмышляем и мы о нем.

Вот как этот эпизод звучит в Евангелии от Луки: «В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк. 13; 10–17).

Суббота при земной жизни Иисуса Христа, когда еще не случилось Воскресения Христова, была седьмым днем, когда, по Бытию, после сотворения мира Бог-Отец почил от дел Своих, и всем суббота была заповедана как день недеяния. Как пишет митрополит Антоний Сурожский в его проповеди на этот библейский рассказ, «… этот день субботний, этот седьмой день был днем, когда человек должен был отдохнуть: то есть не только отвернуться от тех трудов, которые приносили ему наживу или были всецело обращены к земле, но собрать в себе новые силы жизни… Седьмой год был годом отдыха земли; поле, которое пахали шесть лет, на седьмой год не пахали, давали ему отдохнуть, и только на восьмой год, то есть в первый год новой седмицы, его вновь вспахивали». То есть, как говорит владыка Антоний, день субботы, как и любой день отдыха, предназначен не для праздности, а для собирания сил, и, наверное, и нам стоит помнить о том и в иные наши выходные, праздничные, отпускные дни.

Однако в день субботний разрешалось отвязать, отвести к водопою и напоить скот¸ поскольку без еды живое какое-то время может обойтись, но без воды – никак. И если можно поддержать водопоем земным жизнь скота, то отчего не вернуть в этот день животворящей силой Святого Духа, исходящего от Христа, жизнь и здравие человеку? Разве забудет Господь в любой день мир, Им сотворенный, даже если на время Он почил от дел? Разве оставит Его? – Нет! Неусыпная забота Божия остается с нами, и, творя чудеса в субботу, Сын Его утверждает эту истину Его творениями. Он – Сын Божий, Он – Сын Человеческий, примером Своим говорит нам: ради делания дел добродетельных, ради дел богоугодных каждый день и час всегда кстати, тут действуют в первую очередь законы любви, превышающие умственную жесткость книжных традиций.

Потому и называет Господь начальника синагоги, упрекнувшего Иисуса в нарушении субботнего правила, лицемером, как всегда называл фарисеев, следовавших книжной букве без включения сердечного зрения. Исцеленная, как пишет русский православный церковный писатель, переводчик, библеист и богослов, исследователь и толкователь Священного Писания А.П. Лопухин в своем труде «Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов», была иудеянкой, и потому Иисус спрашивает начальника синагоги, призванного в первую очередь печься о всяком благополучии и здравии прихода его: «Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?»

Женщина здесь – это метафорический образ человеческой души: восемнадцать лет страдающая скорченная выпрямляется в день отдохновения Божия по воле Сына Его не только телесно. Она выпрямляется как символ обретения изувеченной, вывихнутой душой стрежня жизни духовной, подобно человеческому позвоночнику в его естественном положении, ведь всякий раз, когда к человеческой душе прикасается Бог, она распрямляется, встает в свой истинный рост, как полагается для существа, которое Он создал «по образу Его и подобию».

Это чтение перекликается с чтением из Послания святого апостола Павла к Колоссянам, глава 1, 12–18, которое также читается в этот день¸ где у апостола мы находим свидетельства о личности и деле Иисуса, которые окончательно расставляют все по своим местам. Упреки, предъявленные начальником синагоги Христу, несостоятельны и говорят о том, что в силу духовной слепоты он не увидел, Кто перед ним. Христос, даровавший жизнь всем и всему, что было встречено на земном пути Его, о чем мы находим множественные подтверждения в Четвероевангелии, по словам святого апостола, «есть образ Бога невидимого, рожденного прежде всякой твари… И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1; 15, 18). И потому Кому, как не Ему, возрождать, выпрямлять, возвращать гармоничный и жизнеспособный облик всему сущему.

И напоследок можно предположить: а не просматривается ли, пока еще очень издали, в евангельском сюжете о скорченной намек на другой день седьмой – будущую Пасху Господню, когда на смену ветхозаветному дню субботнему придет другой день, венчающий седмицу, – день новозаветного Светлого Воскресения. Ведь именно с этого дня душа каждого, кто уверовал, кто решил открыть себя Господу, дарующему Жизнь, и следовать за Ним, имеет шанс восстать для Жизни Вечной во весь возможный для нее рост.

<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru