11 декабря 2024 года. Неделя 25-я по Пятидесятнице
В 28-ю неделю по Пятидесятнице на Божественной литургии в храмах читаются Послание святого апостола Павла к Колоссянам, глава 1, 12–18, его же Первое послание к Коринфянам, глава 4, 9–16, Евангелие от Луки, глава 13, 10–17, а также Евангелие от Иоанна, глава 1, 35–51, где вспоминается призвание Филиппа и Нафанаила, но вместе с тем и призвание апостола Андрея и братьев его – Симона-Петра и Иакова. И сегодня же мы празднуем, помимо дня памяти иных святых, день памяти святого апостола Андрея Первозванного.
Однако на литургической проповеди часто звучит отрывок из Евангелия от Луки о скорченной, тем более ни в одном другом Евангелии упоминания о таком эпизоде из чудес Христовых нет, и потому оно по-своему уникально. Поразмышляем и мы о нем.
Вот как этот эпизод звучит в Евангелии от Луки: «В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк. 13; 10–17).
Суббота при земной жизни Иисуса Христа, когда еще не случилось Воскресения Христова, была седьмым днем, когда, по Бытию, после сотворения мира Бог-Отец почил от дел Своих, и всем суббота была заповедана как день недеяния. Как пишет митрополит Антоний Сурожский в его проповеди на этот библейский рассказ, «… этот день субботний, этот седьмой день был днем, когда человек должен был отдохнуть: то есть не только отвернуться от тех трудов, которые приносили ему наживу или были всецело обращены к земле, но собрать в себе новые силы жизни… Седьмой год был годом отдыха земли; поле, которое пахали шесть лет, на седьмой год не пахали, давали ему отдохнуть, и только на восьмой год, то есть в первый год новой седмицы, его вновь вспахивали». То есть, как говорит владыка Антоний, день субботы, как и любой день отдыха, предназначен не для праздности, а для собирания сил, и, наверное, и нам стоит помнить о том и в иные наши выходные, праздничные, отпускные дни.
Однако в день субботний разрешалось отвязать, отвести к водопою и напоить скот¸ поскольку без еды живое какое-то время может обойтись, но без воды – никак. И если можно поддержать водопоем земным жизнь скота, то отчего не вернуть в этот день животворящей силой Святого Духа, исходящего от Христа, жизнь и здравие человеку? Разве забудет Господь в любой день мир, Им сотворенный, даже если на время Он почил от дел? Разве оставит Его? – Нет! Неусыпная забота Божия остается с нами, и, творя чудеса в субботу, Сын Его утверждает эту истину Его творениями. Он – Сын Божий, Он – Сын Человеческий, примером Своим говорит нам: ради делания дел добродетельных, ради дел богоугодных каждый день и час всегда кстати, тут действуют в первую очередь законы любви, превышающие умственную жесткость книжных традиций.
Потому и называет Господь начальника синагоги, упрекнувшего Иисуса в нарушении субботнего правила, лицемером, как всегда называл фарисеев, следовавших книжной букве без включения сердечного зрения. Исцеленная, как пишет русский православный церковный писатель, переводчик, библеист и богослов, исследователь и толкователь Священного Писания А.П. Лопухин в своем труде «Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов», была иудеянкой, и потому Иисус спрашивает начальника синагоги, призванного в первую очередь печься о всяком благополучии и здравии прихода его: «Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?»
Женщина здесь – это метафорический образ человеческой души: восемнадцать лет страдающая скорченная выпрямляется в день отдохновения Божия по воле Сына Его не только телесно. Она выпрямляется как символ обретения изувеченной, вывихнутой душой стрежня жизни духовной, подобно человеческому позвоночнику в его естественном положении, ведь всякий раз, когда к человеческой душе прикасается Бог, она распрямляется, встает в свой истинный рост, как полагается для существа, которое Он создал «по образу Его и подобию».
Это чтение перекликается с чтением из Послания святого апостола Павла к Колоссянам, глава 1, 12–18, которое также читается в этот день¸ где у апостола мы находим свидетельства о личности и деле Иисуса, которые окончательно расставляют все по своим местам. Упреки, предъявленные начальником синагоги Христу, несостоятельны и говорят о том, что в силу духовной слепоты он не увидел, Кто перед ним. Христос, даровавший жизнь всем и всему, что было встречено на земном пути Его, о чем мы находим множественные подтверждения в Четвероевангелии, по словам святого апостола, «есть образ Бога невидимого, рожденного прежде всякой твари… И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1; 15, 18). И потому Кому, как не Ему, возрождать, выпрямлять, возвращать гармоничный и жизнеспособный облик всему сущему.
И напоследок можно предположить: а не просматривается ли, пока еще очень издали, в евангельском сюжете о скорченной намек на другой день седьмой – будущую Пасху Господню, когда на смену ветхозаветному дню субботнему придет другой день, венчающий седмицу, – день новозаветного Светлого Воскресения. Ведь именно с этого дня душа каждого, кто уверовал, кто решил открыть себя Господу, дарующему Жизнь, и следовать за Ним, имеет шанс восстать для Жизни Вечной во весь возможный для нее рост.
|