Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

православный календарь

 
2 апреля 2018 года. Начало Страстной недели
Страстная неделя

Видение Страстной из века XX

Прислонившись спиною к смоковнице с плотными листьями,
посидеть в полуденной жаре на горе Елеонской,
и со скорбью следить 
                                за натруженной дланью Учителя,
зная: где-то уже гвозди собраны, 
                                                сложены доски…
Став в толпе на колени со страхом, почти не вмещаемым,
поглядеть вслед Тому, Кто уходит путем бесконечным
и шептать со слезами обеты Любви – на прощание,
и тихонько молить, чтоб прощание было не-Вечным.

Елена Кузина
Последняя седмица Великого поста, посвященная воспоминанию страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа, называется Страстной или Великой. Великим называется и каждый из дней этой недели, имеющий свое условное название, посвященное тому или иному событию из последних дней земной жизни Спасителя. Богослужению в Страстную неделю придается особое значение. Каждый день Страстной недели – тема для размышлений о Христе и его учении. Иисус Христос, кроткий и праведный, идет к каждому из нас, стучится в двери нашего сердца, и наша задача – услышать Его, с радостью встретить Спасителя, открыть Ему свое сердце. Все еще продолжается Великий пост, но в эту – последнюю неделю он гораздо строже, а в Великую пятницу – день распятия Христа, который символизирует момент искупительной жертвы Иисуса, – верующие не едят вообще, вплоть до выноса плащаницы.

Страстная седмица – особая седмица Великого поста, поскольку она не только завершает время, которое прошло по-разному для каждого из нас. Конечно, живя в современном мире, невозможно избежать прегрешений, и, прежде всего, речь идет не о физической, а духовной стороне этих очень важных для нас сорока семи дней. Каждый из тех, кто взялся принять на это время соблюдение особых постных правил жизни, начал сталкиваться с неожиданными препятствиями – вдруг возникают ниоткуда раздражающие проблемы, конфликтные ситуации с близкими и на работе, а пост требует от нас особого смирения, особой отстраненности от мира. Этот современный мир все время дергает нас за рукав, стремясь отвлечь от главного, на что должна быть нацелена душа христианина, – выстраивания души в резонанс с Горним, как настраивают музыкальный инструмент под звук камертона в тишине…

Страстная неделя
Протоиерей Димитрий Рощин рассказывает
о значении этого времени для каждого христианина

Недаром древние монахи на это время после Прощеного воскресенья расходились в пустыни, леса, в места полного безлюдья, чтобы не быть искушаемыми от людей, даже друг от друга, а испытуемыми только Богом, будучи наедине с Ним и только с Ним. Даже семьи старались разойтись по своим комнатам, меньше общаться, больше молиться, а все возможные места, где люди могли собраться вместе для обычного мирского общения, прекращали на время свою деятельность. Нам этого не дано, невозможно, наше время легкодоступно для всех искушений и потому трудней для духовной работы в мирской суете.

И тем не менее последняя седмица Великого поста дарует замечательную возможность, день за днем вспоминая последние часы пребывания Господа нашего Иисуса Христа с учениками, пройти этот уникальный период вместе с ними, пережить все, что подробно описано в Четвероевангелии, духом пребывая и в Иерусалиме, и на горе Елеонской, следовать за ним, прячась в толпе вдоль Крестного Его пути, оплакивать Его вместе с ними, горевать и недоумевать и, наконец, встретить Его по пути в Эммаус, узнать Его и восторжествовать в Светлое Христово Воскресение, когда в Иерусалиме по свечам побежит Священное пламя…

Мы имеем такую уникальную возможность, приходя в эти дни ежедневно в храм, всем сердцем участвуя в богослужении. Если же обстоятельства не позволяют – есть Священное Писание, которое можно, помолясь, читать по дням, добавив к чтению Евангелия толкования святых апостольских свидетельств в святоотеческой литературе и, кстати, в примечаниях в конце Библии о книгах Нового Завета, где можно почерпнуть много полезного для собственного размышления о прочитанном. Возможностей много, важно их не пропустить, чтобы оказаться в числе тех пяти дев со светильниками, что были готовы к приходу жениха из притчи Господа, о которой мы наряду с другими притчами расскажем, размышляя о грядущих днях Страстной седмицы…


Тайная вечеря (фрагмент многообразной иконы), иконописец Юрий Кузнецов
«Тайная вечеря» (фрагмент многообразной иконы),
иконописец Юрий Кузнецов

Великий понедельник

Первые три дня Страстной недели посвящены воспоминанию последних бесед Иисуса Христа с народом и учениками. В понедельник в Церкви звучат слова Спасителя о конце мира. Читается евангельское повествование о бесплодной смоковнице, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В этот день также воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа. В конечном торжестве Иосифа и его возвышении в Египте предызображаются Воскресение Христово и Его победа над миром. Подобно Иосифу, простившему братьев и питающему их земными благами, Христос примиряет с Собой падшее человечество.

В Древней Руси с этого дня начиналась подготовка к Пасхе, женщины убирали дом, а мужчины заготавливали корм для скота на всю Светлую неделю (неделя после Пасхи).





Великий вторник

В Великий вторник в храмах звучат притчи Иисуса Христа, которые напоминают нам о необходимости всегда быть готовыми к встрече с Господом. Притчи Спасителя отличаются простотой в подборе сюжетов и глубоким смыслом, заложенным в истории. Они настраивают нас на христианский лад, формируют гармоничный уклад жизни: «Слово Божие – это слово Жизни, слово непреходящее, имеющее прямое отношение ко всем временам и всем людям». В этот день также воспоминается обличение Спасителем фарисеев и книжников. Подробнее>>

Великая среда

В Великую среду христиане скорбят о предательстве Иудой Искариотом своего Учителя и находятся в размышлениях, сравнивая жизненный путь Иуды, бывшего апостолом, а значит, должного быть образцом праведности и исполнительности заповедей Божиих, но выбравшего духовное падение, с жизнью раскаявшейся блудницы Марии Магдалины, выбравшей путь спасения и ставшей преданной последовательницей Иисуса Христа. В Страстную среду Церковь призывает каждого христианина, всмотревшись в историю жизни этих людей, заглянуть и в собственную душу – с кем мы: с предателем или с бывшей грешницей, совершившей ради Спасителя подвиг жертвенной любви.

Великий четверг

Омовение ног (фрагмент многообразной иконы), иконописец Юрий Кузнецов
«Омовение ног» (фрагмент многообразной иконы),
иконописец Юрий Кузнецов

Один из самых ключевых моментов церковной истории. В этот день Иисус Христос, омыв ноги своим ученикам, научил их смирению, показал, что не стоит считать за унижение для себя служить кому бы то ни было. В Великий четверг воспоминается Тайная вечеря Спасителя со Своими учениками. На этой вечере после вкушения ветхозаветной Пасхи Иисус установил таинство Святого Причащения, поэтому и называется она «тайною вечерею». Под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи. Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа, это тайна, непостижимая даже для ангелов, поэтому и называется таинством. Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это таинство, Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание».

Воспоминается также молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду незадолго до своего ареста. Его духовные страдания. С точки зрения христианских богословов это событие является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую: Спаситель, преклонив колени, молился, говоря: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет».

Далее воспоминается предательство Иуды, произошедшее там же в Гефсиманском саду. Закончив Свою молитву, Спаситель подошел к ученикам и сказал: «Встаньте, пойдем; вот приблизился предающий Меня». Иоанн Златоуст в своей беседе об этом событии говорит: «Но не предавайся унынию, услышав, что Иисус был предан; или лучше, предайся унынию и плачь горько, но не о преданном Иисусе, а о предателе Иуде, потому что преданный спас вселенную, а предавший погубил свою душу; преданный сидит ныне одесную Отца на небесах, а предавший находится ныне во аде, ожидая неизбежного наказания. О нем плачь и воздыхай, о нем скорби, как и Владыка наш плакал о нем». Также воспоминаются взятие Иисуса Христа под стражу и суд первосвященников и прокуратора Иудеи Понтия Пилата.

Великий четверг в народной традиции сосредоточил вокруг себя огромное число поверий, примет и обычаев. В этот день хозяева начинают готовиться к Пасхе: убирают и украшают дом, моют после зимы окна, ходят в баню – оттого этот день в народе еще зовется «Чистый четверг». Название обусловлено не только тщательной уборкой и украшением дома к грядущему празднику Пасхи, но и тем, что в этот день в старину старались очистить дом от всякой нечисти, предупредить болезни и другие беды. Невзирая на погоду, люди шли к реке, чтобы окунуться.

Также в Великий четверг хозяйки красят яички и наносят на них яркие пасхальные рисунки, ставят под гнет готовиться творог для пасхи – творожного кушанья с сухофруктами и цукатами, пекут куличи. Утром Страстной субботы, выстлав рушниками и салфеточками тарелочки, семьи отправятся в церковь, где священник с молитвой освятит всю эту с любовью приготовленную снедь.

Распятие (фрагмент многообразной иконы), иконописец Юрий Кузнецов
«Распятие» (фрагмент многообразной иконы),
иконописец Юрий Кузнецов

Великая пятница

В Великую пятницу воспоминаются суд, распятие и крестная смерть Спасителя.

Осознать весь ужас, все предательство, все торжество тьмы в Страстную пятницу – сразу невозможно. Тот, о Котором пророчествовали великие пророки Ветхого Завета, Кого ждали как Мессию и Спасителя человечества, «…изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши... и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 4–5).

Утром читаются двенадцать Евангелий Святых Страстей Христовых, то есть двенадцать отрывков из всех четырех Евангелий, начиная с прощальной беседы Спасителя с учениками после Тайной вечери и заканчивая Его погребением во гробе Иосифом Аримафейским, который обвил тело Спасителя плащаницей и положил Его в пещере. Во время вечернего богослужения выносится плащаница – плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Христа и поется Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». По благочестивой традиции верующие с вечера Великой пятницы воздерживаются от принятия пищи до Пасхи.

Пришедшие в храм в этот день задумываются о главном: не бываем ли мы похожи на тех, кто предал Иисуса Христа на распятие, подобно толпе скандировавшей: «Распни!», не продолжаем ли мы предавать Его изо дня в день своими мыслями и поступками? Не ищем ли всюду врагов, не жаждем ли осудить инакомыслящих, подобно фарисеям и старейшинам? Не поступаем ли против совести и милосердия, добиваясь успешной карьеры либо иных благ, подобно Понтию Пилату и Иуде Искариоту? Способны ли мы, подобно Спасителю, молиться за своих мучителей? Читать далее>>

Великая суббота

Сошествие во ад (фрагмент многообразной иконы), иконописец Юрий Кузнецов
«Сошествие во ад» (фрагмент многообразной иконы),
иконописец Юрий Кузнецов

Великая суббота в древности считалась самым строгим днем поста. В это день Иисус Христос лежал во гробе. Пока тело Христа находилось во гробе, человеческая душа Его спустилась в глубины ада, и все души праведных людей, которые ждали Его пришествия, были освобождены. Спаситель вывел из ада души всех ветхозаветных праведников, включая Адама и Еву. Сошествие во ад завершает искупительную миссию Иисуса Христа. В канонических Евангелиях почти нет упоминаний о сошествии Спасителя во ад, наиболее подробно и полно это событие описано в апокрифическом Евангелии от Никодима. По учению Церкви, человеческая душа Иисуса в глубинах ада проповедовала и душам умерших грешников (до сошествия Христа в аду уже вел евангельскую проповедь Иоанн Креститель).

В Великую субботу плащаницу после заутрени с крестным ходом обносят вокруг храма и полагают на возвышении – «гробе» для того, чтобы все – и священники, и паства, трижды преклонив колени, могли приложиться к покрову, в память о пеленах, обвивавших снятое с креста священное Христово Тело.

В Великую субботу происходит одно из главных чудес Православной Церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения. С точки зрения православия Благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: «Я есмь с вами во все дни до скончания века». Считается, что год, когда Небесный огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и наступление власти «тьмы».

В Великую субботу также освящается пасхальная еда: яйца, куличи, творожные пасхи и всё, что было приготовлено к праздничному столу. Если пришедшие освятить пасхальные кушанья не застали крестного хода, они просто заходят в храм почтить плащаницу.

Этот день является приготовлением к Пасхе – Воскресению Христа, которое празднуется в ночь с субботы на воскресенье. На вечернем богослужении читаются ветхозаветные пророчества о страстях, смерти, Воскресении Спасителя и о грядущей славе Новозаветной Церкви. Пасхальную утреню, торжественное богослужение, посвященное Воскресению Христа, обычно начинают в полночь.



Многообразные иконы, на которых изображены отдельные события земной жизни Спасителя и Богородицы,
иконописец Юрий Кузнецов
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru