Икона Дмитрия Донского, благоверного великого князя Московского
Великий князь Димитрий на основании его больших заслуг перед церковью и личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой ради блага и спасения ближних, был канонизирован как святой благоверный князь. К помощи святого Димитрия Донского молитвенно обращаются, чтобы укрепить страну, отстоять ее целостность и единство, отразить все угрозы, умножить веру и благочестие народа, укрепить семьи – защитить от вымирания телесного и смерти духовной:
Похваляет бо земля Римская Петра и Павла, а Асийская Иоанна Богослова, Индийская апостола Фому, а Ерусалимская брата Господня Иякова, и Андрея Первозванного все Поморие, царя Коньстянтина Гречьская земля, Володимера Киевская со окрестными грады; тебе же, великый князь Димитрей Иванович, вся Руськая земля…
Благоверный великий князь Московский Димитрий, прозванный Донским за победу в Куликовской битве, родился в 1350 году. Детство святого Димитрия прошло под непосредственным влиянием святого митрополита Алексия. После кончины великого князя Иоанна Иоанновича митрополит Алексий на долгое время заменил отца девятилетнему Димитрию.
С ранних лет великий князь должен был учиться терпению и мужеству, преодолевать себя, глядеть в лицо смертельной опасности, действовать в обстановке, совершенно неизвестной. Великий князь-отрок постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия. Под руководством митрополита князь постепенно приобретал ту особую мудрость государственного правителя, которую современники связывали с его личностью. Завоевав доверие народа, Димитрий уже на заре своего правления начинает работу по объединению Московской земли.
Икона Святителя Алексия, митрополита Московского
Практически ни одного значительного государственного решения великий князь не принял без благословения Церкви. Три фигуры, облеченные духовным саном, оказались ключевыми для его жизненного пути - это святитель Алексий, преподобный Сергий Радонежский и Феодор Симоновский, впоследствии архиепископ Ростовский, каждый из них имел особенное влияние на великого князя.
Дело возвышения Москвы требовало решения и задач созидательных – устроения собственного дома. В основе жизненного уклада великокняжеского дома находился христианский брак. Среди примеров личного благочестия святого Димитрия этот следует выделить особо. Его брак с княжной Евдокией – образец святой христианской семьи на все времена. Этот пример оказался особенно важен для Руси, где долгое время не было своего идеала христианской семьи и единственным образцом благочестия считалось монашество.
В качестве же основной личной черты великого князя автор «Слова о житии...» называет необыкновенную любовь Богу: «С Богом все творящий и за Него борющийся».
Освобождение Руси от татаро-монгольского ига
Приближался час освобождения Руси от татаро-монгольского ига. Народ, сто лет привыкший дрожать при имени татарина, собрался наконец с духом, встал мужественно на поработителей.
Икона Святого преподобного Сергия Радонежского
Готовясь выступить в поход, великий князь Димитрий Иоаннович счел своим первым долгом посетить обитель Живоначальной Троицы, чтобы там поклониться Единому Богу и принять напутственное благословение от преподобного игумена Сергия. Осеняя преклонившегося перед ним великого князя святым крестом, богоносный Сергий воодушевленно произнес: «Иди, господине, небоязненно, Господь поможет тебе на безбожных врагов!» А затем, понизив голос, сказал тихо одному великому князю: «Победиши враги твоя»...
Быстро пронеслась по Русской земле молва о том, что великий князь ходил к Троице и получил благословение и ободрение на бой с Мамаем от великого старца, Радонежского пустынника. Светлый луч надежды блеснул в сердцах русских людей, а те, которые готовы были встать против великого князя Московского заодно с Мамаем, задумались.
«И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный, — повествует летописец, — от сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом великом князе всея Руси». Люди гибли не только от мечей, копий и под копытами коней — многие задыхались от страшной тесноты и духоты. «Куликово поле как бы не вмещало борющейся рати, земля прогибалась под их тяжестью», – пишет один из древних авторов. Особо чутким в эти часы открывалось духовное существо происходящего. Видели ангелов, помогающих христианам, — во главе «трисолнечного» полка стоял архистратиг Михаил, по небесам шествовали рати святых мучеников и с ними — святые воины Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, святые князья Борис и Глеб. От духовных воинств на татар летели тучи огненных стрел. Видели же, как над русским войском явилось облако, из которого на головы православных воинов опустилось множество венцов.
Возвратясь в Москву и распустив по домам воинов победителей, великий князь Димитрий Иоаннович, прозванный за эту победу Донским, снова прибыл в обитель Живоначальной Троицы, чтобы воздать благодарение Господу, лично поведать великому старцу о победе. В Троицком монастыре по погибшим воинам служились многочисленные панихиды, был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой.
За своё 30-летнее правление Димитрий сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, тем самым сделав процесс московского возвышения необратимым. Территория Московского княжества расширилась. Поддерживая дружеские связи с православной Византией, Димитрий добивался признания независимости Русской православной церкви от Константинополя.
С именем Димитрия Иоанновича связано строительство целого ряда новых монастырей и храмов. По благословению преподобного Сергия он заложил в 1378 году Успенский Стромынский монастырь, предполагалось в преддверии решающей битвы с Ордой собрать в него молитвенников со всей Русской земли, чтобы духовно поддержать Русь.
Другой, также Успенский, монастырь великий князь построил в благодарность Богу за победу в Куликовской битве. Его называют монастырем на реке Дубенке. На самом Куликовом поле был построен монастырь Рождества Богородицы: победа произошла именно в этот праздник. Также после победы Димитрий Иоаннович построил Николо-Угрешский монастырь под Москвой и с помощью преподобного Сергия выстроил Голутвинский монастырь, а также каменный Успенский собор Симонова московского монастыря.
Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы. Память о великом князе жива всегда и особенно увеличивается в годы войн и опасностей. Подробнее о событиях из жизни святого>>
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых