Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79850006282
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

святые покровители 

стоимость и оформление оформление камнями популярные иконы
 

Святой пророк Моисей

видео
 
предыдущая
следующая
Жизнь святого пророка Моисея подробно описана в Пятикнижии (Исход, Левит, Числа, Второзаконие). Получив от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, Моисей стал законодателем, а сыны Израиля - настоящим народом — евреями. Святой пророк Моисей всецело был орудием в руках Господа. Открывая Моисею тайны сотворения мира и человека, Господь возложил на него великую миссию, даровав при этом способность творить знамения и чудеса.

Все святые с именем Моисей
 
Знаете ли Вы...
Как защищает икона
В чем помогает икона
Как молиться перед иконой
Когда день памяти святого
В каких храмах есть икона святого
Где в доме разместить икону
Житие святого и значение иконы
О стиле "кузнецовское письмо"

Заказать икону
Размер: 35х30 см
Иконописец: Юрий Кузнецов
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 

Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.

Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.

Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.

Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
2500 р. 5900 р. 8500 р. цена договорная

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.

Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.

Заказать складень

Заказать складень

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.

Заказать складень

Заказать складень

Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото
3000 р.

Заказать комплект
 
 
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
 
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
 

Как защищает икона

Икона Боговидца Моисея – образ скорее для молитвенных слов благодарности Богу, чем для просьб, как и поется в кондаке 13-м акафиста пророку Моисею (см. раздел «Как молиться перед иконой»). Но если вспомнить, что Моисей увещевал народ Божий быть благоразумным и послушным Богу и просил у Него за Свой народ, то можно просить пророка и о защите нас часто не только от других людей или от проблем, но и от наших собственных несовершенств.

Мы помним из Священного Писания, что пока Моисей принимал от Бога на горе Хорив (или Синай) Десять заповедей и прочие повеления, народ перестал ждать, предался разгулу, соорудил себе золотого тельца – материального идола и поклонился ему. Таким образом, можно молиться, чтобы пророк Моисей защитил своей молитвой перед Богом того, кто потерял духовную тропу, и привел его к духовному преображению. Это символично и уместно, тем более что при Преображении Господнем на горе Фавор с Христом были оба пророка – Моисей и Илия.

В трудных жизненных ситуациях, когда нас преследуют неудачи от недоброжелателей, можно через Моисея Боговидца просить защиты у Бога, так как Он защищал через Его пророка народ Свой от преследующих его фараоновых колесниц у Чермного моря.
Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Что делать, если среди неурядиц дня в Вас ослабевает собственная вера? Проблема земной заботы о хлебе насущном, стяжание впрок большего, чем необходимо на данное время, перекрыли надежды на милость Бога? Иногда уместно задать себе вопрос – не слишком ли переживаю о насущном? Нет, это важно, но мы живем не послезавтра, а здесь и сейчас, и важен сегодняшний баланс между заботой о теле и о духе. Можно просить, но и благодарить надо, такая молитва перед иконой Моисея Боговидца помогает не забывать и манну, и перепелов, и тот факт, что Бог никогда не оставит истинно верующего в него. Перед иконой святого можно попросить Моисея по молитвам его к Господу помочь нам преодолеть собственное неверие в милость Бога над нами.
Вернуться к содержанию

Как молиться перед иконой

Тропарь, глас 2-й
Пророка Твоего Моисея память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.


Другой тропарь, глас 2-й
На высоту добродетелей возшел еси пророче Моисее: и сего ради сподобился еси видети славу Божию, скрижали благодатныя закона прият и начертаний благодать в себе нося, и пророков был еси честная похвала, и благочестия великое таинство.


Кондак, глас 2-й
Лик пророческий с Моисеем и Аароном веселием днесь веселится, яко конец пророчествия их на нас исполнися: днесь сияет Крест, имже нас спасл еси; тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.


Кондак 13-й (из акафиста Пророку Моисею Боговидцу)
О предивный и преславный пророче Божий Моисее, приими малое сие моление наше, от любве душевныя тебе приносимое и умоли Господа Бога (Иисуса Христа) нашего «человеколюбиваго и милосерднаго, долготерпеливаго и многомимилостиваго» избавитися нам всех зол и напасти, да благочестне в веце сем поживем и блаженство вечное молитвами твоими обрящем, с тобою же благодарственно воспевающе Господеви: Аллилуия!


Молитва любимому святому

Угодниче Божий (имя). Поминай нас в благоприятных твоих молитвах перед Христом Богом, да сохранит Он
нас от искушений, болезней и скорбей, да дарует нам смирение, любовь, рассуждение и кротость, и да
сподобит Он нас, недостойных, Царствия Своего. Аминь.


Молитва по призывании святых

Боже Святый и во святых почивающий! Воспоминая святых Твоих и их богоугодное похваляя житие, Тебе
Самаго в них действовавшаго величая, прилежно молю Тя: даждь мне, грешному (имя), последовати их
учению, вере, долготерпению, любви, и их молитвенной помощию, паче же Твоею вседействующей
благодатию, небесныя с ними сподобитися славы и хвалити пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго
Духа, во веки. Аминь.
Вернуться к содержанию

Когда день памяти святого

Православная церковь вспоминает святого пророка Моисея 4/17 сентября.
Вернуться к содержанию

В каких храмах есть икона святого

В храме Вознесения Господня на Гороховом поле города Москвы есть Придел Пророка Моисея Боговидца – единственный в Москве. Был возведен в XVIII веке. После революции храм был закрыт, а когда снова начал действовать, то придел Пророка Моисея Боговидца вновь был освящен в 1993 году, то есть 20 лет назад.

Адрес храма: Москва, ул. Радио, 2, стр. 1.

Как доехать по Москве:
ст. метро «Курская», автобус № 78, трамвай № 24;
ст. метро «Бауманская», далее любым трамваем;
ст. метро «Красные Ворота», троллейбус № 24.
Тел.: 8 (499) 267-03-86.

В храме Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Ленинском районе города Челябинска три придела: центральный – в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», левый – в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, правый – во имя Пророка Моисея Боговидца.

Адрес храма: г. Челябинск, ул. Энергетиков, д. 21А.
Тел.: 8 (351) 251-79-84.

Также в селе Игрищи Ярославского района в церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста есть редкая фреска пророка Моисея.
Вернуться к содержанию

Житие святого и значение иконы

Жизнеописание и деяния Моисея

Пророк Моисей
Пророк Моисей Боговидец

Рождение Моисея произошло в фараоновы времена и описано в книге Исхода. Основная мысль её – Бог не есть нечто далекое, оторванное от человеческого существования, он – реальная действенная сила, личность, избавляющая человека от рабства (и в этом тоже есть иносказание: избавляя израильтян от египетского рабства, Бог избавляет людское сообщество вообще от привязки ко всему, что мешает следовать Ему, будь оно вне человека или внутри него). Моисей – пророк и истинный вождь, водитель, который последовал вере Авраамовой, вере в единого Бога, несмотря на то что был воспитан в совершенно чуждой этой вере духовной среде.

Известно, что рождение Моисея было в царствование Рамзеса II (примерно XV–XIII вв. до н.э.). Имя Моисей, по мнению историков, имеет двоякий смысл: еврейское «моше» – от глагола «маша» – выловленный из воды, египетское прочтение означает – сын, рожденный, дитя.

В те годы, когда порабощенный фараоном израильский народ начал сильно приумножаться в связи с высокой рождаемостью, фараон задумался – столь великое разрастание могло впоследствии привести к тому, что мужчины вырастут и станут на сторону его врагов. Тогда он решил принять меры и повелел убивать в еврейском народе всех младенцев мужского пола сразу после их рождения. Повитухи евреянок Шифра и Фуа получили приказ, но убиение младенцев не пришлось им по душе. Они схитрили: стали говорить, что еврейские женщины так здоровы, что рожают сами, не дождавшись повитух. Тогда фараон велел после рождения находить всех младенцев-мальчиков и бросать их в реку.

Моисей родился мальчиком красивым, мать скрывала его три месяца, но обман должен был рано или поздно открыться. Она взяла корзинку, выстлала её тростником. Осмолила, чтобы та не протекала, положила в нее младенца и пустила по реке. Старшая сестра Моисея, девочка, встала у реки и смотрела, что будет. В то время вдоль реки проходила дочь фараона. Увидев корзинку, она послала за ней рабыню. Когда корзинку открыли и дочь фараона увидела в ней дитя, то она, хотя тут же определила в нем ребенка израильского рода, сжалилась и послала за кормилицей из евреянок. Но к ней подошла та самая девочка, сестра Моисея, следившая за тем, как плыла по реке корзинка с ее новорожденным братом, и сказала, что есть женщина, которая только что родила ребенка, она могла бы вскормить и найденыша, и указала на свою мать. Свою и того, кого нарекли потом Моисеем. Уже из этого эпизода – начала жизни Моисея – видно, как Бог призрел его, сохранив ему жизнь и не допустив, чтобы будущий Его пророк и исполнитель воли Его был вскормлен чужим, не материнским молоком.
 
Происхождение же Моисея для всех оставалось тайной.

Подросший Моисей был приведен на службу фараону, служил у него, исполняя все приказы, но сила веры Авраама, веры предков была врожденным свойством его души. Увидев, как некий египтянин избивает его одноплеменника и его братьев, он убил мучителя и спрятал его тело. Однако дело вскрылось, и фараон повелел убить Моисея, однако тот убежал в земли Мадиамские.

Где Мадиамские земли располагались – достоверно не указывается, но по тому, как они описываются – это были земли пустынные, славились обилием верблюдов-дромадеров и люди собирались там у колодцев – можно предположить, что это была Аравия, граница с Северной Африкой, где-то в мавританских пустынях.

Так или иначе, пришедший к колодцу Моисей встретил там семерых дочерей священника Мадиамского Иофора, которые поили скот. Тут пришли пастухи и решили прогнать девушек, чтобы напоить своих овец раньше них более чистой водой. Моисей же вступился за юных дев и отогнал пастухов. Священник, узнав от дочерей о заступничестве Моисея, позвал его к себе жить и выдал за него дочь свою Сепфору, которая родила ему двоих сыновей – Гирсама и Елиезера.

Вот с этого времени началась история длительного взаимодействия, общения Моисея с Богом.

пророк Моисей
Пророк Моисей Боговидец

Работая у тестя Иофора, Моисей пас скот. Однажды, как повествует Священное Писание, Моисей пришел к горе Божией Хорив, другое название которой Синай, и там увидел удивительный терновый куст – он горел пламенем, но не сгорал, и из него явился Моисею Ангел Господень. Когда он приблизился к кусту, из середины терна к нему воззвал Господь, назвав его по имени. И Моисей сказал, что вот он пришел, на что Господь ему велел снять обувь, ибо стоял Моисей на земле святой. Моисей закрыл глаза, ибо боялся взглянуть на Него. Как ясно читаются здесь снова параллели с Преображением Сына Божия на горе Фавор, когда пришедшие с Христом апостолы, как сказано в Евангелии, упали лицом вниз при виде Света, чистого непопаляющего Фаворского огня, исходившего от лика и одежд воссиявшего Спасителя, воплощенного Господа!

Бог сказал Моисею о страданиях Его народа в Египте, о рабстве, об угнетении и о Своем решении через Моисея вывести Свой народ в земли, «где течет молоко и мед», и дал знамение Моисею. Но вместе с тем предупредил его о том, что легко это сделать не удастся, и потому дал возможность Моисею изумить и ошеломить фараона творимыми через Моисея Его чудесами. Так Моисей получил дар чудотворения, доказательства которого были весьма убедительны: превращения жезла в руке Моисея в змею и обратно, а затем – появления и исчезновения язв проказы на его руке. Надо сказать, что в пору, когда Моисею было послано повеление от Бога вывести Его народ из Египта, самому пророку уже было, согласно Писанию, 80 лет, а брату его Аарону, с которым они следовали, не разлучаясь, – 83 года.

По пришествии в Египет Моисей и Аарон попросили фараона отпустить народ израильский на три дня на праздник, фараон отказался это сделать, да ещё усугубил жизнь пленников удвоением трудов, говоря, что раз у них есть время праздновать, значит, работа им невелика. Конечно, в глазах порабощенных израильтян Моисей и Аарон стали лишь причиной увеличения их бедствий, и братья услышали не благодарность, а горькие упреки обездоленных соплеменников.

Моисей обратился к Богу, рассказал, что действия их с Аароном имели обратный эффект, но Бог ответил, что хотя рука фараона крепка, народ будет освобожден от ига рабства рукою ещё более крепкой.

И через Моисея началось противостояние Бога и фараона, в лике которого была воплощена, безусловно, иная сила, ожесточавшая его сердце. В Священном Писании этот период назван «казни египетские». Раз от разу, когда Моисей являлся к фараону с требованием отпустить израильтян, тот отказывал ему. Тогда Моисей, имея дар чудотворения, являл чудеса для указания фараону на проявление гнева Господня. Вода в колодцах и источниках превращалась в кровь, на египетских пространствах, где правил фараон, местность поражалась нашествием саранчи, жаб, мошек, мух, моровой язвой, воспалением, градом. Наконец, «тьма Египетская» – великая тьма, которая названа в Писании «тьмой осязаемой», накрыла фараоновы земли, но во всех домах сынов Израиля все те страшные, глухие три дня свет был.

Это было уже слишком. Видя страдания египтян, напуганный, но взбешенный фараон изгнал Моисея, сказав, чтобы тот никогда более не появлялся перед ним, но народа Израиля так и не отпустил. Тогда Господь повелел Моисею приготовить всех евреев и евреянок – чтобы все выпросили у ближних своих, соседей из других народов вещей золотых и серебряных и одежд и приготовили опресноки. И установил Господь Пасху. Описание всего приготовления очень длительно и изложено в книге Исхода (2; 1 – 13).

В пасхальную ночь Господь прошел по всей земле Египетской и поразил всех младенцев мужского пола от дома фараона до последней служанки. Так египтяне пережили то горе, что переживали евреянки, когда по наущению фараона гибли их младенцы, и весь народ фараона воззвал к своему правителю отпустить израильтян – слишком явным было заступничество за них, и так «рукою крепкою» вывел Господь Свой народ из рабства.

Писание говорит, что, указывая путь своему народу, Господь шел перед ним днем столпом облачным, ночью – огненным, спасая их от жара и холода.

Но фараон не мог смириться с тем, что потерял столько рабов, и еще – с таким явным личным проигрышем: он все-таки не признавал Бога и винил во всем Моисея, считая его чудеса – лишь неизвестным волшебством. Вот еще одна параллель Ветхого и Нового Заветов – сколько раз во времена раннего христианства языческие властители – гонители первых христиан принимали чудеса их стойкости, через которые являл Господь Свою волю и силу, за колдовские чары, не признавая Бога, и так же, как тысячелетия назад фараону, гнев застилал им глаза, не давая узреть очевидное!

Пророк Моисей
Пророк Моисей Боговидец

Чтобы вернуть пленников, он послал им вслед воинов на колесницах, но под рукою Моисея по велению Господню расступилось Чермное море, а когда за прошедшим по дну его народом ринулись фараоновы воины, то воды сомкнулись и поглотили их.

И тогда пел Моисей свою песнь, воспевая и славя Господа, песнь, которая стала предвосхищением песен Давидовых.

Этот первый из псалмов, созданных во славу Божию, и затем песнь пророчицы Мариам, сестры Аарона – чудесные литературные памятники и трогательные духовные песнопения, которые также приведены в Священном Писании (Исх. 15; 1–18, 21).

Так шли они по землям Сур, Мерра, где вода была горькой, но Господь претворил ее в сладкую, и через землю Елим, и через пустыню Сим. Путешествие было трудным, еда, которую они могли унести с собой, кончилась. Тогда народ возроптал о том, что он голодает и что лучше бы они были в рабстве, но ели досыта, а не умирали от голода. Сколько в этом современного нам: не так ли мы предпочитаем материальное рабство духовной свободе, забывая, что верящих в Него Он не оставит, что надо нам жить в поисках Царства Божия, а прочее приложится.

И еще – снова, для сегодняшнего дня символически, прочитывается древний пример нетвердости веры человека в то, что Господь всегда слышит наши голоса, просьбы о хлебе насущном.

К вечеру, как и обещал Моисей по слову Господню, упавшие с неба перепела усеяли стан народа Израилева, который устроился на ночлег, и все ели досыта. Поутру манна небесная усеяла все вокруг, и снова голодных не осталось. И хотя Господь предупредил через Моисея, чтобы не запасали они ее, завтра снова будет пища – они все равно набили свои кувшины манной, которая сгнила поутру, как и предупреждал Моисей. Потом, позже, незадолго до кончины Моисей, подытоживая свою жизнь в его прощальной Песне, с печалью скажет о неверии человеческом Богу и о неблагодарности людской по отношению к Нему. Эти свойства натуры тянутся и во времена Нового Завета, в которых мы живем сейчас… Как давно были написаны эти строки, а актуальность их не имеет срока давности: собранная впрок манна, больше, чем надо на сегодня, – загнивает, как и предупреждал Моисей. Это – предупреждение о непрактичности стяжания материального, которое идет именно от недоверия Господу и в Него: а вдруг завтра не даст? И дальше Бог – Сам Бог! – учит через Моисея вере в Него, когда в субботу дает в два раза больше манны, чтобы в день воскресный народу не пришлось выходить из дома для трудов – добычи хлеба насущного, нарушая порядок покоя воскресного дня. Сорок лет водил Моисей народ по пустыне, изживая в нем основы рабства, которые крепко укоренились за века египетского ига, ибо привычка к рабству – одна из самых трагических черт. И все сорок лет не иссякала манна в их кувшинах. Так пришли они к горе Синай, той горе, где когда-то в первый раз Бог говорил с Моисеем из неопалимой купины.

С этого момента начинается совершенно новая эпоха в истории ветхозаветного человечества. В пустыне Синайской на горе Бог объявил Моисею: если будет слушаться народ воли Его, то станет Его «уделом из всех народов», а объявить волю Его он придет в густом облаке, из которого будет с Моисеем говорить. Были сделаны приготовления, все по указанию Всевышнего: вымыты одежды, проведена вокруг горы черта, за которую нельзя было заходить под страхом смерти, даже руки протянуть было за нее невозможно. Сегодня, читая эти библейские строки, простые и строгие, у современного верующего возникает чувство присутствия при том событии, которое на тысячелетия вперед станет укладом для ветхозаветных народов, для всех 12 колен Израилевых, чтобы когда-то, после многих пророчеств, наступило время иного, Нового Завета Бога с человеком. Он в корне изменит их взаимоотношения, возведя человека до уровня брата Божия во Христе, и с Христовым пришествием даст ему возможность сказать Самому Богу – Отче…

«На третий день, при наступлении утра,
были громы, и молнии, и густое облако
над горою (Синайскою), и трубный звук,
весьма сильный»
«На третий день, при наступлении утра, были громы, и молнии, и густое облако над горою (Синайскою), и трубный звук, весьма сильный <…>. И вывел Моисей народ в сретение1 Богу; и стали у подножья горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил из нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась» (Исх. 19; 16–18). Так описано восхождение Моисея к Богу, Который «отвечал ему голосом», когда Он вновь послал Моисея вниз предупредить народ, чтобы никто не порывался взойти на гору, дабы не быть пораженным. Несмотря на ответ Моисея, что и черта проведена и освящена, и священники стоят кругом перед народом, Бог послал Моисея за Аароном. Библейское воссоздание этого события звучит убедительно, как историческая летопись. Четкость и простота всех определений не дают усомниться, что все это – было, ибо слишком точны подробности. Описание физических природных явлений – дым, огонь, колебания горы – вполне позволяет предположить, что в тот момент происходило сильное землетрясение и небольшое извержение горы. Это также было закономерно, поскольку потревожены были на физическом уровне и подземные структуры, но катаклизм не был столь мощным, чтобы погубить стоящих близ подошвы Синая.

Облако над горой, гроза в нем – естественное следствие конденсации воздуха и напряженности энергетической, так как вторжение Божественных сил происходило в чистые и прохладные утренние часы, и схождению Бога на встречу с Его избранным народом сопутствовали совершенно естественные с научной точки зрения природные явления.

Десять заповедей, вместе с теми, что прозвучали из Христовых уст в Новом Завете, хотим мы этого или нет, составили первый определенный нравственный кодекс существования человечества до сегодняшнего дня. Прочтите их в Книге Исход, глава 20, стихи 1–17. Первые четыре – это заповеди Бога с человеком. Неверующему до них дела нет. Но остальные шесть – это заповеди сосуществования человека с человеком. Они действуют по сей день независимо от наличия или отсутствия религиозного мировоззрения. Из толпы, из «ясельного» состояния, в котором следовало за Моисеем по пустыне, человечество уже должно было выходить. Ему предстояло стать обществом, где каждый несет личную ответственность за поступки и проступки перед Богом и людьми, следуя духовно-нравственным началам, уже заложенным в законодательствах и кодексах ранних лет, – о них было сказано выше. Все дальнейшие книги Пятикнижия содержат подробнейшее предписание, как дальше жить избранному народу, точнейшее законодательство, где прописано все до мелочей: от наказания за все возможные проступки до устройства молельных шатров – скиний. Все детали одеяния священников, вся необходимая для совершения обрядов и служений утварь, церемония приношений Богу.

Долго Моисей не сходил с горы, слишком долго – сорок дней и сорок ночей. Человечество же нетерпеливо, и там, где нет духовного терпения, начинается попытка материального воплощения в идолах, рукотворного сотворения ложных кумиров. Поклонение золотому тельцу, отлитому из украшений, снятых с себя народом, – еще одно из событий, которые символичны и сейчас. Там, где исчезает или некрепок высокий Дух, на смену приходят иные ценности. Потребительские искушения приводят к тому, что человек остается без Бога. И пока Моисей принимал от Бога Его волю, народ предался разгулу.

Можно только удивляться тому, сколько сил Господь дал Моисею. Дважды ходил Моисей к Господу с молением не истреблять его народ за разврат. Но там, где принимается за дело золотой телец, – нет места миру. Наказанием стало братоубийство среди народа, затем изгнание племен, которые слишком усердствовали в идолопоклонничестве.

Вот тогда и настало время самостоятельного пути. Второй раз после грехопадения Господь оставил народ Свой, ибо чаша даже Его бесконечного терпения была переполнена: «Скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный; если я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас» (Исх. 33, 5).

Бог дал через Моисея весь следующий уклад жизни для народа, из которого были изгнаны те, кто были чрезмерно усердны в поклонении золотому тельцу. Прочий должен был стать началом поколений первосвященников, из числа которых потом выделится Авраамово колено, где когда-то родится Пречистая Дева.
И снова Бог дал Моисею все указания, как должна быть устроена жизнь там, куда должен был вести оставшиеся по Его воле роды Моисей, но уже подробней, обещая, что, если все будет соблюдено, Он не оставит их …

Вся жизнь Моисея могла бы быть названа дипломатическими переговорами между строптивым человечеством, которое цеплялось за материальные основы существования и время от времени печалилось о рабской, но сытой жизни в Египте, и Всевышним. Так ли уж сильно человек ветхозаветный отличается от наших современников, которым было явлено гораздо – в разы больше чудес о благоволении Бога к человеку, вплоть до пришествия Иисуса, и которым все время кажется, что им недодали чего-то в мире сем, а мир Тот, горний – так до него далеко. Как быстро – за сорок суток – было забыто все: и перепела, и манна, и то согревающий, то охлаждающий столп, и неветшающая одежда, и здоровье! Об этом всем вспоминал и напоминал народу Моисей, мудрец и Боговидец, наставляя его и напоминая о благодарности, которой и от нас Богу нечасто приходится слышать (Втор. 8, 1–10). Второзаконие, которое возникло после того, как Моисей в гневе разбил скрижали, увидев, что брат его Аарон и прочие поклонились златому тельцу, так или иначе целиком и полностью было основано на Декалоге, но, изложенное Моисеем, звучало уже из его уст, хотя и целиком по словам, принятым от Господа.

Пророк Моисей
Пророк Моисей Боговидец

В конце пути Моисей привел свой народ на реку Иордан, но самому ему Богом было постановлено остаться во земле Моавитской, перед священной рекой, где когда-то будет крещен Сын Божий. Это было объяснимо. Моисей, верный Господень слуга, должен был оставить народ Израиля один на один с Богом и собою самим.

В последний раз Моисей увещевал свой народ следовать всем заветам, которые он так тщательно принимал от Бога дважды, чтобы сохранить жизнь и благодать своему «жестоковыйному», по Господнему определению, народу. И земли, куда пришли роды, оставленные Богом Себе, где было «молоко и мед», Господь оставил израильтянам, как Он сказал Моисею, не за праведность их, а чтобы было место, где не существовало бы языческого идолопоклонства, конец которому в прочем мире будет положен нескоро и дорогой ценой.

В последних словах пророка – совершенно новозаветное звучание: «Вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» (Втор. 30; 15). Несмотря на все жесткие уложения священнослужения и бытийного уклада, вопрос свободы выбора уже тогда был однозначно определен. Ее отголосок мы слышим каждый раз, когда говорим – Жизнедавче Христе. А Моисей говорил людям, обращаясь ко всем и к каждому: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30; 19).

Песнь Моисея – прощальная песнь – краткое изложение, восславление Господа, красивый итог пройденного им пути. Это песнь о верности Бога человеку, но неверности человека Богу – о болезни, преследующей человечество из века в век, унаследованной и в новозаветной эпохе. В ней – вся любовь и преданность, которую только может испытать человек к Всевышнему. Мы уже упоминали о первоапостольском служении Моисея не только как избранного из людей для механической передачи Божьей воли, но как ученика, с которым Бог беседовал лично и в котором ясно видится прообраз первых христиан, причисленных к лику святителей. Он и стал таким святителем для ветхозаветного человечества.

Заключительные главы Второзакония сохранили трогательные и торжественные строки благословения Моисея тем, кто был ведом им столько трудных лет, по сути, и Божиим и его детям – упрямым, непослушным «трудным подросткам». Он благословил их обращенной к ним песнью, в которой столько отеческой любви и прощения, что она будто слышится рядом. Священство, чудо Священного Писания и в том, что иногда, читая его, внезапно можно увидеть целые картины событий, услышать голоса библейских персонажей, их интонации – будто в пространстве разворачивается кинолента видения, как нынче принято говорить. Язык его скуп, но образен, и позволяет сознанию выявлять эти образы так четко, что невозможно не сопереживать тому, что, казалось бы, совершенно похоронено во времени, а оно живо и ярко. Оно трогательно для сердца и поучительно для духа….
Хотя последний год жизни Моисея был посвящен принятию всех Божиих заповедей по устроению обетования, и они, вместе с историей этого года, удивительно насыщенного событиями, стали основой дальнейшего развития и наполнения «детоводителя ко Христу», но перейти Иордан и войти в те пределы, о которых клялся Господь Аврааму, ему не довелось, хотя Господь показал ему всю дарованную Своему народу землю Ханаанскую с горы Нево, с вершины Фасги (Втор. 34; 1–4).

Моисей умер в земле Моавитской, прожив 120 лет, и хотя, как говорит Священное Писание, зрение его не притупилось, силы не истощились, он умер, как и жил – по слову Господню, ибо исполнил свои труды и был достоин святого упокоения. Его оплакивали тридцать дней, а затем его служение принял Иисус Навин, но, как сказано в Писании, «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Втор. 34; 10). Могила его была скрыта, чтобы еще не освободившийся от языческих привычек народ не сделал из нее места идолопоклоннического культа.

Но его служение Богу продолжилось и там, у Престола Господня. Когда-то, после схождения Моисея с горы Хорив, лицо его лучилось так, что люди трепетали и опускали глаза. Это был тот самый Свет Фаворский – свет Преображения, который сиял вкруг Христа, с Ним тогда встретили апостолов на горе Фавор и оба величайших ветхозаветных пророка – Моисей и Илия…

Память о Моисее Боговидце – историческое свидетельство одного из первых величайших проявлений замысла Бога о человеке как носителе уникальных возможностей и той силы и глубины Духа, которые способны возвести нас к образу Господню и Его подобию, как и было задумано Им изначально о человеке.
 
Значение иконы

Икона Святого пророка Моисея
Икона Святого пророка Моисея

Моисей Боговидец… Удивительный, уникальный библейский персонаж, которому, единственному в Ветхом Завете, выпал Божественный жребий лицезрения Бога. Бога – еще не воплощенного, не вочеловеченного, но от Сотворения мира, от первоначального замысла Сущего, предполагавшего человека, как воспроизведение Себя, как образ Свой и подобие.

Ветхий Завет называют «детоводителем ко Христу». Мы говорим о Земле обетованной, но, согласно пояснениям к Библии – книгам Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, обетование не означает осуществления его. В Ветхом Завете осуществляются положения уклада, необходимые приготовления к тому, что потом осуществится во Христе с Его приходом.

Моисей – тот, кто принял на себя всю величайшую ответственность устроения, установления обрядового Закона, который исполнен с пришествием в мир Сына человеческого (Мф. 5; 17). Моисей, пророк и Боговидец, принял данное ему. Если кто-либо возьмется вычитывать и понимать данное Богом Моисею в Законе, отраженном в Пятикнижии, то будет поражен тем обилием информации, тончайшими подробностями исполнения обрядов, которые были записаны и переданы через Моисея.

Надо отметить, что все данные заповедания Ветхого Завета не противоречат более древним традициям, но зачастую восходят к ним. Как пишется в приложениях к Священному Писанию, некоторые предписания Второзакония, других книг Ветхого Завета, где изложена, если можно так сказать, законодательная база «детоводителя ко Христу», восходят к Месопотамским кодексам, Своду Ассирийских законов и Хеттского кодекса. Но здесь можно говорить не о заимствовании, а о наследовании, о естественном сходстве исторического преемства, которое неизбежно, ибо даже во времена Ассирии и Вавилона, когда древние цивилизации ничего не знали о едином Боге и уж тем более еще не имели пророчеств о пришествии Бога-Слова, это не означало, что Бога не было видно надо всем Сущим. Все уже началось – мир Сотворен, и величие Божественного промысла вступило в постепенный и неизбежный процесс его исполнения по воле Творца Вселенной.

В до-Моисеевом мире уже происходили исторические библейские события, параллели с которыми мы находим потом в Новом Завете: переход через Чермное море и таинство крещения, жертвоприношение Исаака, сына Авраамова, которое завершилось жертвоприношением агнца, и жертвоприношение Христово, Пасха иудейская и Светлое Христово Воскресенье – христианская Пасха, и многое иное.

Моисей Боговидец сам – явление предапостольское. Встреча Бога с Моисеем и данное ему Десятикнижие – Декалог на горе Хорив (Синай) предвосхищает Преображение Господне на горе Фавор. Декалог определил, ЧТО нужно для исполнения промысла Его, причем Он оставался невидим. Преображение установило КАК, с какими духовными условиями это должно было быть осуществлено. Он, Сын, воссиял во всей полноте Боговоплощения, открыв и подтвердив двойственную богочеловеческую суть замысла Божия о нас. Таким образом, ветхозаветная основа, данная Моисею, оказывается неразрывно связана с новозаветной реализацией обетования.

Что такое религия? Религию сегодня зачастую понимают как нечто, оторванное от ВЕРЫ. На самом деле смысл этого слова – «восстановление связи». Способ, метод, путь получения сцепки с Высшим.

Моисей – носитель религии, и Божественной, и исторической. Он первым получил напрямую откровение Бога, не только как пророческую интуицию будущего, которую мы находим у пророков, но как обетование Закона, который надо было приуготовить, чтобы в определенное время этот Закон осуществился во Христе. В Ветхом Завете Закон стал проявленным здесь и сейчас для Израиля, а затем и для всего Древнего мира, воплотителем в реальность, на материальном уровне Закона Божия, систематизации отношений между Богом и человеком, которая подытожила и завершила череду ветхозаветных заповедей между Богом и Ноем, Богом и Авраамом, Богом и Исааком и Иаковом. Дальше – это были отношения между Богом и Моисеем, определившие переход к Новому Завету, хотя с точки зрения человеческого века до этого момента еще было весьма и весьма далеко.
Обетование, данное Моисею, было подготовлено, но осуществление его произошло только через Христовы слова: «Заповедь новую даю вам: Да любите друг друга».

_____________________________
1 Сретение (старорус.) – встреча.
Вернуться к содержанию
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (985) 000 62 82
kk@iconkuznetsov.ru