Интервью с В.В. Конадейкиным о выставке «Православная икона. Традиция и современность»
В.В. Конадейкин зав. выставочно-экспозиционным отделом Мордовского республиканского Музея изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи.
В Мордовском республиканском Музее при поддержке министерства культуры Республики Мордовия и Саранской и Мордовской епархии Русской православной церкви состоялась выставка «Православная икона. Традиция и современность».
Целью выставки было показать современные иконы в историческом контексте развития иконописи. На ряду с другими современными иконами авторские иконы «кузнецовского письма» органично соседствовали с православными иконами 17-19 веков.
Зав. выставочно-экспозиционным отделом Мордовского республиканского Музея изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи Виктор Васильевич Конадейкин ответил на вопросы руковолителя проекта Global Art Communication Кристины Кондратьевой.
КК: Виктор, расскажите, пожалуйста, какой была реакция на иконы Юрия Кузнецова?
ВК: Реакция на иконы была не однозначная. Для сотрудников музея, особенно отдела хранения иконы Юрия Кузнецова явились неожиданностью, по причине того, что написаны они не в традиционной манере и их нельзя отнести к какой-либо из известных иконописных школ.
КК: А что сказали зрители?
ВК: Зрители иконы Юрия Кузнецова восприняли очень положительно. Думаю, это связано с тем, что иконописец, овладев навыками иконописного мастерства, работает в своем собственном выработанном авторском стиле, у него есть свое лицо. Этим он и отличается от других. Именно это и привлекло меня к его иконам, поэтому я отобрал их для выставки «Православная икона. Традиции и современность».
КК: Были ли среди ваших поситителей дети?
ВК: Конечно. В рамках выставки мы проводим циклы лекций по иконописи в том числе и для школьников. Дети с восторгом восприняли иконы Юрия Кузнецова. Ведь именно дети воспринимают мир непосредственно. А один мальчик даже хотел отковырять камушек от иконы, думая, что она выложена из камней, а не написана темперой.
КК: Скажите, а как отнеслись к необычным иконам другие иконописцы?
ВК: Ну Вы же знаете, что между художниками всегда существует своего рода конкуренция. Хотя, нужно отметить, что высказывания все были очень корректными, а руководитель московской иконописной мастерской «Канон» А.В.Ренжин сказал, что такие иконы вполне могут быть, ведь ничего не канонического в них нет. В целом реакция зрителей говорит о том, что иконописец со своей задачей справился. Ведь главное, чтобы люди получали радость от встречи со святыми образами.
Из пресс-релиза к выставке:
«Русская икона – одно из крупнейших явлений мирового искусства, явление своеобразное, неповторимое обладающее огромной художественной, исторической и духовной ценностью.
На Руси первые иконы появились с введением христианства, причем иконы эти были греческого письма. Они пришли на Русь вместе с новой религией из Византии во время правления князя Владимира (конец Х века). Первые самостоятельные шаги в иконописании были сделаны в 11-12 вв. Расцвет древнерусской иконописи приходится на конец XIV – середину ХVI в.в. Имена иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного, Дионисия упоминают летописи и другие литературные источники.
Разнообразием стилистических решений и широтой тематики отличается икона XVII века. В эпоху петровских преобразований иконопись пытается соединить в себе традиции древней Руси и западноевропейского искусства. В последующие столетия (XVIII – XX в.в.), не утрачивая духовно-молитвенного содержания, она становится все более разнородной. В наши дни искусство иконописи переживает время возрождения и подъема.
Экспозицию выставки «Православная икона. Традиция и современность» составили иконы из коллекции музея им. С.Д. Эрьзи, иконописно-реставрационной мастерской «Канонъ»(Москва), товарищества иконописцев «Изограф», частных коллекций.
Иконописные мастерские «Канонъ» и «Изограф» в своей работе точно повторяют древнюю технологию и при обработке доски, и при изготовлении красок. Современные иконы, выполненные в этих мастерских, отличает высокий профессионализм исполнения.
Особый метод иконописания Юрия Эросовича Кузнецова, зарегистрированный Российским авторским обществом, как «кузнецовское письмо», органично сочетает в себе синтез традиций древне-русской иконописи и приемов, выработанных мастером.
Данная выставка дает возможность познакомиться с системой образов русской иконописи и способами их создания, своеобразным колоритом икон и приемами их декорирования. Представлены иконы храмовые (иконостасные, аналойные) и домовые.
Экспонируемые произведения, разные по времени создания, стилю и уровню художественного мастерства, существенно дополняют наше представление о путях развития русской иконы. Они свидетельствуют, прежде всего, о том, что поздняя иконопись, черпая сюжеты из евангельского родника, сохранила в себе высокую духовность, обращенность к внутреннему миру человека, и продолжает утверждать идеалы справедливости, братства, свободы, самоотверженного служения, веру в конечную победу добра и ценность человеческой личности, - словом, все то, что противостоит тирании, лжи и насилию».
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых