Предметом исследования статьи является смысловое поле культуры и наблюдаемые в нем переходные процессы и качественные изменения. Современная глобальная кризисная ситуация интерпретируется как следствие последовательной реализации проекта предельного сужения смыслового поля культуры. Множественные культурные феномены последнего века, указывают на смену тенденции – расширение смыслового поля. Начавшийся переходной процесс автор рассматривает как большой семантический переход – предельный переход к бесконечному количеству смыслов.
Доклад И.Н. Вольнова на IV Российском культурологическиом конгрессе и Российском культурологическом форуме с международным участием «ЛИЧНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ». Все чаще в современном культурологическом дискурсе приходится слышать о «беспрецедентной неуверенности в будущем». Идея прогресса все сильнее связывается с техникой и технологией и почти полностью освобождается от социогуманитарной и культурологической компоненты. На наших глазах «живая ткань» культуры разделяется на элитарную и массовую. Гигантские пласты русской культуры остаются не востребованными. Процесс самоидентификации и обсуждения национальной идеи затухает на фоне раскола российского общества по многим сущностным вопросам нашей истории, настоящего и будущего...
Статья посвящена кузнецовскому письму – новой технике православной канонической иконописи – и её рассмотрению в общекультурном контексте поиска нового сакрального пространства. Привлечены контексты исторического развития теории образа и теории иконы, обратной перспективы о. П. Флоренского, иеротопии А. Лидова и аудиального сакрального пространства В. Мартынова. Показано, что кузнецовское письмо усиливает роль образа-знака, выражает в цветопередаче идею обратной перспективы, являет новую форму объективного пространства перформативного и объединяет восприятие пространства и времени в единое целое.
Статья посвящена рассмотрению кузнецовского письма – новой техники православной канонической иконописи – в контексте исторического развития теории образа и теории иконы, а также современных попыток переосмысления иконы в рамках концепции иеро-топии. Показано отличие кузнецовского письма от современной иконографии и обосновано рассмотрение этого письма как новой формы объективного выражения пространства перфор-мативного.
Статья посвящена новому явлению в технике иконописания – «кузнецовскому письму». Раскрываются особенности техники и ее «эффект», суть которого - преодоление рационально-логического механизма восприятия и выход на следующие за логическим уровни сознания.
...Иеротопия (от древнегреч. «иерос» – священный и «топос» – место, пространство, понятие) – новое направление в историко-культурных исследованиях, возникшее на стыке нескольких дисциплин (антропологии, истории искусств, литургики и археологии) и сделавшее предметом своих исследований сакральное пространство. Сакральное пространство – это пространство, создаваемое человеком для общения с Богом или в другой терминологии – с высшим миром...
...Одно из таких удивлений, испытанных нами, и которому посвящена эта статья, было связано с осознанием того, что кузнецовское письмо может быть представлено некой смысловой средой (семантическим вакуумом), содержащей потенциально большое количество смыслов, находящихся в скрытом, нераспакованном состоянии. Раскрыть эти смыслы или распаковать их возможно прикладывая к нему тот или иной контекст. И с каждым новым контекстом открываются все новые и новые смыслы. В этой статье мы постараемся обосновать это утверждение, для чего рассмотрим кузнецовское письмо в трех различных контекстах и посмотрим, какими смыслами оно будет раскрываться....
...Воздействие кузнецовского письма на зрителя буквально ошеломляюще. Оно ошеломляет как в первом впечатлении, необычной цветопередачей, цвето-световой гармонией, так и смысловой полнотой, открывающейся в попытках её дальнейшего восприятия <...> В настоящей работе мы предлагаем взгляд на кузнецовское письмо в контексте обратной цветопередачи. Мы ввели этот новый термин «обратная цветопередача», образовав его по аналогии с хорошо известным термином «обратная перспектива»....
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых